Лидер дальнобойщиков: "мы взяли за образец забастовки в Италии и Франции"

Алина Циопа для bbcrussian.com, Санкт-Петербург Годовщину введения системы оплаты "Платон" дальнобойщики городов России отметили акцией протеста. Наиболее жестко с протестующими обошлись правоохранительные органы в Химках, где были задержаны и участники акции, и журналисты, освещавшие событие, - всего, по данным "Медиазоны", 13 человек. Журналистов в скором времени отпустили, семеро участников акции провели в отделении полиции ночь, а один мужчина и три женщины - две ночи. Суд признал их виновными по статье 19.3 Кодекса об административных правонарушениях - неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции - и назначил штрафы. Тем не менее, дальнобойщики обещают новые акции протеста в ближайшее время, а кроме того готовят доклад, на подготовку которого ушло несколько месяцев. Почему теперь у них есть основания считать, что их голос услышат, и как изменились их представления о государстве, в интервью Би-би-си рассказал председатель "Объединения перевозчиков России" Андрей Бажутин. Би-би-си: Андрей, для начала, расскажите о судьбе задержанных в Химках. Андрей Бажутин: В субботу, начиная с 14.00 примерно до 21.00, проходили заседания. Первым должны были рассматривать дело Сергея Айнбиндера, но он в знак протеста против долгого содержания в отделении без предъявления обвинения нанес себе травмы, и его увезли в больницу на скорой. Содержание ребят было отвратительным, они сидели на грязных мокрых матрасах на полу. После Сергея Айнбиндера рассматривали дела всех мужчин, которые были задержаны - это 7-8 человек, практически всем выписали по тысяче штрафа. Адвокаты отмечали нарушения, но суд не принимал ходатайства. Полицейские, которые приехали давать показания, путались, у нас есть аудиозапись. Суд проходил как заказной, были осуждены все по статье 19.3, "неповиновение...". Хотя никакого неповиновения не было: полицейские, подъехав на площадку у ТК "Мега", на глаз определили, что расстояние между машинами пикетчиков меньше 50 метров, подогнали автобус, никто не сопротивлялся, ребята спокойно сели. Но когда их попытались допросить в райотделе, они все воспользовались 51-й статьей Конституции и не стали свидетельствовать против себя. На что услышали: "Тогда все пойдете по статье 19.3 - неповиновение". Би-би-си: Как за прошедший год изменились ваши требования? А.Б.: К ним добавились отставка министра транспорта, отставка правительства и Медведева. Остальные наши требования лежат исключительно в транспортной сфере. Нам давно говорят: "Пока вы не будете выставлять жестких требований, не займетесь политикой, ничего не произойдет". Я с этим не соглашусь. Если взять вилы и побежать в сторону Кремля с криками "всех долой", от этого ситуация в стране не поменяется, и больше народа к нам не присоединится. Может быть, интернет-читателей прибавится, которые будут хлопать в ладоши и лайкать, но такая поддержка нам не особо интересна, потому что толку от нее нет. Что касается экономики и политики, сегодня мы видим, что ни того, ни другого в стране нет. Есть диктатура - со стороны законодательной власти. С этим мы пытаемся бороться и объяснять, что принятые ими решения - ошибочные, они ни с кем не советовались. Градус общественных настроений повышен очень значительно. Мы много ездим по стране и видим это как никто другой. Причем это видят и полицейские: они откровенно говорят, что "верхушка" отдает приказы, чтобы за нами внимательно следили, потому что мы задели эту "верхушку". Но мы люди взрослые, у нас дети растут, и хотелось бы, чтобы они жили в нормальном правовом государстве, поэтому мы будем добиваться своего. Би-би-си: За прошедший год у вас поменялось понимание ситуации в стране? А.Б.: Конечно. Когда мы первый раз приехали в Химки выступать исключительно против системы "Платон", мы только оторвались с дороги, от работы, и видели лишь ту сиюминутную проблему. Потом мы начали внимать в суть, смотреть, как работают органы власти, чем занимаются политические партии. Анализировали, какая польза гражданам России от их работы, и пришли к выводу, что пользы нет. Законодательные, правоохранительные, судебные органы возвели вокруг себя забор, отгородившись от народа, и живут там внутри. Все законы, которые сейчас принимаются, направлены на то, чтобы урезать, подавить, наказать. Идет борьба с собственным народом. Мы видим отношение к нам: с нами никто не разговаривает. Мы отправляли письма в минтранс Соколову, чтобы он с нами встретился, выслушал нас, узнал, что происходит на земле, на дорогах. Но он с нами не встречается. Би-би-си: Что произошло за этот год в среде дальнобойщиков? Год назад вы говорили, что люди будут вынуждены продавать машины и уходить из бизнеса. Что происходит по факту? А.Б.: Лично за себя скажу - из бизнеса я ушел. На сегодняшний день я являюсь водителем. У моего товарища, с которым мы были в Химках, Сергея Владимирова, автомобиль остался, мы на его машине вместе пытаемся работать. Я свой транспорт продал, потому что за этот год, что я не работал, долгов накопилось достаточно. У меня четверо детей, большая семья, пожилой отец, теща. Из тех, кто был в Химках, знаю еще несколько человек, которые продали машины. Би-би-си: Но вы говорите о тех, кто продал машины из-за протестной деятельности. А.Б.: Да, но по всей стране очень многие перевозчики, посмотрев на все, что происходит в отрасли, уходят. Причин - множество. Взять электронные весы - с ними тоже проблема: сегодня взвесился, разгрузился, сдал документы, а через две недели как с камерой на скорость прилетело "письмо счастья", и ты уже не можешь доказать свою правоту. Это от 150 до 500 тысяч штрафа - неподъемные цифры! Взять "Платон" - я знаю, многие люди за прошлый год по 300 тысяч уже выплатили дополнительно к тому, что было раньше. Эта нагрузка так давит на людей, что они понимают, что овчинка выделки не стоит. Бросают бизнес и уходят. Куда они уходят, где они потом проявятся, - наверное, узнают правоохранительные органы. Потому что человек, который 25-30 лет занимался только перевозками, должен как-то кормить семью. У нас сейчас на дорогах возвращаются девяностые годы: уже начались грабежи, усиленное воровство грузовых автомобилей, стали пропадать люди. Чем хуже экономическая ситуация в стране, чем меньше у людей возможности заработать, тем быстрее они как соловьи-разбойники выходят на дорогу. А на дороге самый незащищенный класс -дальнобойщики. Би-би-си: Расскажите о том, что вы сделали за этот год. Я знаю, что вы ездили по стране, занимались созданием ячеек союза перевозчиков, а кроме того, лично проверяли и описывали состояние дорог. А.Б.: Основной нашей задачей было привлечение коллег по отрасли в наше объединение. Потому что существующих организаций хоть и много, у них мало что получается: они малочисленны, люди не активны. Чиновники на них не реагируют, потому что за ними никто не стоит. Мы идем другим путем, отталкиваясь от мирового опыта, взяв за основу идею забастовок в Италии, Франции. Что касается дорог - мы собирали материалы по дорожной инфраструктуре. Сделали доклад по "Платону", сейчас готовим еще один. Би-би-си: Расскажите подробнее про доклады. А.Б.: Доклад составляется на основе данных, которые дает сам минтранс. На его сайте есть цифры, и компания "РТИТС", это оператор "Платона", отчитывается, сколько денег собрано, куда они направлены. На сайте минтранса есть информация, как они израсходованы. Мы собираем эти материалы и на их основании доказываем, что система собирает деньги не на то, на что заявила, то есть на региональные и муниципальные дороги вместо федеральных - это уже несоответствие. Дальше в докладе будет расписано, что деньги не идут целевым образом в дорожные фонды, а в бюджет РФ. Деньги не окрашены, и непонятно, куда они будут потрачены. Теперь насчет денег, которые выделяются на региональные и муниципальные дороги: мы отправляем запросы в регионы, откуда получаем информацию, сколько денег им действительно выделено, куда они пойдут, на какие дороги. Дальше мы смотрим, насколько эти средства правильно израсходованы, и как эти дороги отремонтированы и построены. Делаем фотовидеофиксацию. Первый доклад мы уже публиковали. Правда, никто им не заинтересовался: на недавней встрече в Росавтодоре нам дали четкий посыл, что все решено, и тариф будут поднимать. Би-би-си: Кому вы собираетесь подавать доклад теперь? А.Б.: И в Совет Федерации, и в правительство, и в минтранс, и во все политические партии. Би-би-си: Где конкретно вы проезжали в ходе проверки дорог? А.Б.: Первый пробег был разделен на два пути. Мы через Москву проехали по югу России: Воронеж, Ростов, Краснодар, Осетия, Чечня (правда, в Чечне мы не останавливались, там Рамзан Кадыров, видимо, не дает своим перевозчикам общаться, потому что они боятся с нами разговаривать), Дагестан, Волгоградская область, Саратов, Нижний Новгород, Москва. Это был первый круг по югу и центральной России. Второй круг был с Нижнего - Ульяновск, Пенза, Самара, Уфа, Челябинск, Тюмень, Екатеринбург, Пермь, Киров, Кострома, Вологда, Ярославль и тоже вернулись в Москву. Второй этап у нас должен был пройти по Сибири, нас там люди ждали, но, к сожалению, произошли события в Ростовской области [выступление на Москву кубанских трактористов в августе 2016 года - прим. Би-би-си], и мы поехали туда поддерживать ребят. Но мы не отказываемся от пробега по Сибири, нас там ждут. Мы в любом случае туда поедем, тем более что пока "Платон" до них еще не дошел, и они думают, что это что-то происходящее вдали от них. Би-би-си: Как это "не дошел"? Его же вводили по всей стране. А.Б.: Ничего подобного. Рамок на сегодняшний день у них должно быть 470 с чем-то штук, а по факту - 150, и часть из них даже без камер. Так вот: кроме того, мы с юристами сейчас готовим обращение в Конституционный суд и заявление в арбитражный суд по примеру ФБК - о предоставлении договора концессии. Тогда одним из аргументов для отказа в предоставлении документа был факт, что заявитель не имеет отношения к этому бизнесу. В этом году подаем мы, мы имеем отношение. Причем это будет заявление не от двух человек, а от каждого региона минимум по 200-300. Мы понимаем, что дела объединят в одно, но это будут уже тысячи человек. Министр транспорта заявляет, что система себя оправдала, но при этом из заявленных 50 миллиардов они собрали 16. Теперь они говорят о 20 как о цели - из-за того, что тариф был понижен. Но и это им вряд ли удастся сделать. Мы прекрасно знаем, что крупные предприятия, которые зарегистрировались, они не платят. Основные средства собираются с перевозчиков, которые работают с госпредприятиями: зачастую заключение договора происходит только тогда, когда ты подтвердишь, что у тебя стоит "Платон". И с иностранных перевозчиков, которым на въезде в страну просто ставят блокираторы и в страну не пускают, пока не оплатят. Би-би-си:Откуда у вас информация, что не платят представители крупных сетей? А.Б.: Мы регулярно разговариваем с водителями, спрашиваем, где транспондеры. Нам их показывают отключенными. Вы поймите, это же наши друзья, коллеги, хоть они и работают в транспортных компаниях. Мы можем даже предоставить фотографии. Да, мы не можем снять человека и номер машины, чтобы его не уволили, но у нас есть данные, это массово происходит: не платят. Би-би-си: Вы говорили, что планируете продолжать уличные протесты. А.Б.: Конечно. Это посыл не только к правительству, но и к гражданам. Мы объясняем людям, что "Платон" повлияет на пачку молока не на несколько копеек, как это обещают по телевизору, а гораздо сильнее. Ведь чтобы продать этот литр молока, нужно завезти грузовыми автомобилями под "Платоном" корма для коров, технику, множество сопутствующих инструментов, упаковку, перевезти молоко с ферм на молзаводы опять-таки под "Платоном", там его обработают, и потом уже развезут по сетям. Там логистики 7 позиций, а министр Соколов, когда объясняет этот механизм, называет всего одну. Би-би-си: Многие не понимают смысла ваших уличных акций, в ходе которых вы проезжаете по кольцевой или стоите на стоянке, а потом разъезжаетесь. Ведь в итоге толком ничего не происходит. А.Б.:Ну как же, за этот год мы, начиная с небольшого количества перевозчиков, смогли занизить тариф, на сегодняшний день он сохраняется. Штрафы понизили в сто раз, и сейчас их не присылают. Наша основная задача нацелена на распространение информации и подготовку документов. В этом году поднятие тарифа запланировано в два этапа: в феврале и в июле. Было бы неплохо к этому вопросу в феврале вернуться и посмотреть, поднимут ли они. Мы со своей стороны будем усиливать давление. Так что, я надеюсь, от повышения тарифа им придется отказаться. Да, отмена "Платона", даже если и возможна, - не быстрый процесс, мы это понимаем. Многие говорят, что она вообще невозможна, потому что господин Ротенберг - друг Владимира Владимировича. Говорят, что под запуск этой системы был взят кредит, его надо возвращать. Я обычно отвечаю: "Ребята, когда я беру кредит и покупаю грузовой автомобиль за 8-10 миллионов рублей, начинаю работать, а мой бизнес рушится, - я понимаю, что это риск, и я могу попасть на штрафные санкции. Так чем лучше меня господин Ротенберг? Значит, он попал". Он тоже может попасть, это правда. И мы попытаемся это воплотить в жизнь.

Лидер дальнобойщиков: "мы взяли за образец забастовки в Италии и Франции"
© BBCRussian.com