Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Пиво отделят от водки

Для пивоваров готовится отдельный закон

Пиво отделят от водки
Фото: КоммерсантКоммерсант

на следующей неделе рассмотрит концепцию раздельного регулирования для пивоваренной продукции, подготовленную (ВШЭ) вместе с участниками рынка. Документ предполагает создание отдельного отраслевого закона, который бы, в частности, разрешил вновь продажу пива в нестационарной рознице, снял ограничения на рекламу напитка, а также лишил региональные власти возможности устанавливать свои барьеры для производителей.

Видео дня

Обсуждение концепции раздельного регулирования производства оборота пива и пивных напитков пройдет 23 ноября в Минэкономики в рамках рабочей группы по повышению эффективности госрегулирования и конкуренции на алкогольном рынке. Об этом рассказали представители нескольких крупных пивоваренных компаний. По словам одного из них, концепция была подготовлена ВШЭ при участии Союза российских пивоваров. Сейчас пиво, как вино и крепкий алкоголь, регулируется 171-ФЗ.

Авторы концепции (текст имеется у "Ъ") выступают за создание отдельного федерального закона для пива, который бы существенно упростил регулирование его производства и оборота. Так, они предлагают снять введенный в 2013 году запрет на розничную продажу пива на оптовых и розничных рынках, нестационарных торговых объектах, объектах спорта (кроме детско-юношеских объектов) и разрешить его продажу дистанционным способом (в интернете). Эти ограничения, отмечается в документе, "привели к потере десятков тысяч рабочих мест, выходу из бизнеса тысяч малых предприятий и индивидуальных предпринимателей и значительному сокращению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней", но не сильно повлияли на снижение продаж пива.

Также, считают разработчики концепции, нужно расширить временные границы на розничную продажу пива, так как нынешние ограничения с 23:00 до 8:00 не повлияли на объемы продаж, а привели к тому, что его стали закупать впрок. "Для многих торговых точек сокращение потока посетителей в позднее время стало причиной закрытия",-- пишут эксперты ВШЭ. Изменить регулирование для пива предлагается и в части рекламы, ограничения на которую сейчас частично сняты до 2018 года, когда в России будет проходить чемпионат мира по футболу.

Концепция предлагает разрешить рекламу на постоянной основе при трансляции спортивных мероприятий (за исключением детско-юношеских соревнований) в прямом эфире или в записи, а также позволить рекламировать пиво на наружных носителях и в торговых павильонах.

Объем рынка пива в России в 2015 году, по оценке Carlsberg, составил 698 млн дал. С 2008 года только крупнейшими компаниями закрыто 12 пивоваренных заводов, а производство пива в целом упало с 2007 года почти на 40%, сказано в концепции.

Важным условием повышения конкурентной среды в отрасли является перераспределение полномочий по регулированию производства и оборота пива между федеральными, региональными и местными органами власти, считают авторы концепции. По их мнению, установление всех запретов и ограничений необходимо осуществлять только на уровне федерального центра. "Сохраняющиеся отдельные полномочия субъектов РФ в этой сфере (например, по дополнительным ограничениям розничной продажи пива и пивных напитков... по определению границ территории детских, образовательных, медицинских организаций, объектов спорта) сегментируют рынок и являются коррупциогенным фактором",-- сказано в документе.

В "САН Инбев" (пиво "Клинское", Bud) считают принятие концепции "весьма вероятным". "При ее разработке были соблюдены рекомендации всех экспертов рынка, профильных министерств и ведомств. Кроме того, она базируется на опыте регулирования США и Европы последних лет, а также на статистических данных и Euromonitor",-- пояснил директор по корпоративным отношениям компании . Вице-президент по корпоративным вопросам "Балтики" (принадлежит Carlsberg) считает, что концепция в случае ее принятия может начать действовать через два-три года.

Против раздельного регулирования для пива выступают в Союзе производителей алкогольной продукции, объединяющем крупнейших производителей водки. "Мы считаем, что вся алкогольная продукция, содержащая этиловый спирт, должна регулироваться общим законом и ни для каких категорий не должно быть поблажек",-- заявил председатель правления союза . В Росалкогольрегулировании не стали комментировать концепцию.