Каждому хабаровскому микрорайону свою ярмарку?

На тему реализации фермерской сельхозпродукции на ярмарке выходного дня, поднятую газетой в предыдущем номере (см. «МД ХХI век», № 44, 9-16 ноября 2016, «С нашей ярмарки привет!»), откликнулся первый заместитель председателя Законодательной думы Хабаровского края Юрий Матвеев. Тема, конечно, не новая. Но чем больше в крае фермерских и личных подсобных хозяйств, тем острее – в первую очередь для селян – вопрос сбыта сельхозпродукции. Однако Юрий Матвеев, насколько я помню, всегда работал в отраслях, далеких от сельского хозяйства. Почему же сейчас, став депутатом, вы активно содействуете этой сфере? - Изменилась политика. В девяностые годы считали (и это не секрет): не будет своей сельхозпродукции в достатке – привезем, Китай за речкой. С тех пор торговая сеть у нас расширяется, развивается – это хорошо. Оптовики получают продукцию уже из Белоруссии, Киргизии, Казахстана, из Белгородской и Амурской областей, из Приморья и т. д. – это тоже хорошо. Но меня волнует вопрос: а что же наше местное производство? Я хорошо помню, когда у нас были свое молоко, сметана, творог, кефир… - Ну не только молочная продукция – были яйца, куры, картофель, капуста, помидоры, огурцы, морковь… - Да, на 90 процентов закрывалась потребность в яйцах, не было дефицита мяса птицы. Сегодня, по статистике, местное производство на 95 процентов закрывает потребность в картофеле. Но если разобраться, то наткнешься и на китайский картофель. Хотя не спорю – привозного стало меньше. Но я начал с молочной продукции, сегодня это самое уязвимое место – мы ее производим 15-20 процентов от потребности. Не хватает своего мяса. Везут из Приморья, Амурской области, а там оно тоже не свое «родное». Действительно, у нас сейчас и овощи круглый год, и теплицы появились. Это очень здорово! Я не сепаратист – пусть будет и привозная продукция. Однако мы были свидетелями, когда, например, китайцы наши овощи увозили на свою родину. О чем это говорит? Они знают: максимальные дозы минеральных удобрений и гербицидов в китайском земледелии дают не совсем качественную продукцию. Сейчас уже и наш народ выбирает на рынке чаще местную продукцию. Приходит понимание, что значит в жизни качественное питание. Поэтому хочется, чтобы в нашей торговой сети был именно такой товар. Недавно наши торговые сети и поставщики подписали Кодекс добросовестных отношений. Это надо, это взаимная ответственность. Но это отношения крупных торговцев и крупных поставщиков. А с личными подсобными хозяйствами, фермерами крупные торговые сети не работают. Договор на два мешка картошки никто не заключит. - А как вы оцениваете ярмарку выходного дня в Хабаровске? Она же специально для мелких торговцев. - Да, она в какой-то мере закрывает этот вопрос. Люди к ней привыкли, фермеры и частники там освоились. Но одной ярмарки на 155 мест для большого города мало. Она не закрывает потребность. Она охватывает центр города в пределах улиц Серышева, Муравьева-Амурского, Ленина. Встает вопрос: как сделать торговлю местной продукцией доступной для покупателей всего города? Я вижу выход в организации нестандартных торговых точек в жилых кварталах. Они должны быть закрытыми, чтобы торговать в зимнее время, иметь прилавки и прочее. Это все может организовать городская власть. - И город в этом заинтересован? - Да. Недавно работники мэрии приходили в краевую думу с предложением организации нестандартных торговых точек в жилых кварталах Хабаровска. Собрались депутаты, представители комитета потребительского рынка, юристы и другие специалисты. Вопрос стоял о безвозмездном выделении земельных участков. И почему-то все прямо-таки ощетинились, что это нельзя делать, заявили, что это незаконно. - Ну, закон – не догма, можно поправить… - Да, только один из присутствовавших сказал: давайте поработаем, внесем предложения и исправим, если что-то мешает реализовать предложения. Никто не вспомнил про интересы производителей. Никто не сказал об интересах людей, которые хотят покупать свежие продукты. - Есть пример соседей: Владивосток отдал фермерам под торговлю всю центральную площадь на главной улице города. Захотел и сделал! А мы? - Я это знаю, видел. И краевая дума однозначно будет поддерживать власть Хабаровска, чтобы торговля в жилых районах развивалась. Возьмем фермерские хозяйства – их сейчас в крае 360. Надо, чтобы каждый фермер знал, что он может в любое время с любым своим товаром приехать, к примеру, в Северный микрорайон на конкретную торговую точку на конкретной улице. И хозяйки будут знать, что он привезет молочку, овощи, мясо и прочее. Я смотрел фермерский магазин в Переяславке, там салаты, мясо и всякая всячина. Фермерская продукция пользуется большим спросом. Хотя, казалось бы, поселок почти весь одноэтажный, с приусадебными участками. Вот это направление надо однозначно выдержать, преодолев все препятствия. Чем больше будет таких продавцов, чем выше будет конкуренция, тем лояльнее будет ценовая политика. - Насколько мне известно, комитет потребительского рынка будет разрабатывать программу содействия потребкооперации, переработке, сбыту… - Такая программа должна быть не у этого комитета и даже не у министерства сельского хозяйства. Она должна быть общекраевой. Я говорил с министром, он согласен. Есть министерство, есть комитет потребительского рынка – вы должны не каждый по себе работать, а объединить усилия. Готовы к этому? Готовы. Тогда вместе намечаем действия. Рисую схему. В крае примерно 73 тысячи подворий. Есть Бикинский, Вяземский, Хабаровский, имени Лазо районы – исконно сельскохозяйственные территории, где сельский народ кормит себя и кое-что выращивает на продажу. Начнем с тех, кто действительно тяготеет к этому делу. Мы не знаем, сколько таких людей. Мы вообще не знаем, кто и чем хочет заниматься. Берем один район и проводим мониторинг сел. И узнаем, способны ли люди вырастить на продажу сельхозпродукцию, какую и сколько, и что им для этого надо. Это можем сделать за месяц. И поняв это, мы будем знать, что мы должны сделать, кто сам займется сбытом, а у кого надо будет забрать продукцию, кто этим займется, на каких условиях. Будет это письменный договор или устный? Нужны ли хранилища для картофеля и овощей? Какая должна быть система реализации? Если этим займется потребкооперация, то она вырабатывает всю систему от договора до сбора продукции, ее хранения и реализации. А возможности реализации у нас достаточные. Я же начал разговор с того, что крупные торговые сети с мелкими поставщиками не работают. Но потребкооперация может стать крупным поставщиком. - То есть в дополнение к «штучному» ярмарочному направлению может появиться комплексное проектное решение проблемы? - Да. Вот для этого надо объединить усилия и минсельхоза, и комитета потребительского рынка, и местного самоуправления в районах и селах. Тогда сельский народ поверит, что рождается система, что можно продукции вырастить больше, чем раньше, что на этой продукции можно хорошо заработать. И куры, и утки, и гуси, и яйца, и кролики, и овцы, и свиньи – это все, скажем так, скороспелая продукция. - А дума, депутаты – их роль в этом деле? - Ну, разумеется, не последняя. Начальный старт в этом деле можно сделать с участием местной власти, местных депутатов, депутатов краевой думы от территорий, которые вправе решать возникающие законодательные коллизии. Нам надо активизировать свои резервы – личные подсобные хозяйства и фермеров, которые могут быстро подняться, изменить картину. Для больших хозяйств нужны годы. А нам нужен хотя бы один реальный пример одного района, чтобы потом проецировать его на весь край. Будет конкретное внимание к сельским людям, и можно за один сезон получить хороший результат. Раиса Целобанова

Каждому хабаровскому микрорайону свою ярмарку?
© Молодой дальневосточник XXI век