Экостартапы Москвы: квесты, гид и «зелёное» кино

В узком смысле слова экология — это наука о взаимодействии живых существ и окружающей среды. В широком — умение жить в гармонии с природой, заботиться о ней (а значит, о себе и других людях), жить так, чтобы не причинять вреда, и стараться исправить свои и чужие ошибки. Экология требует мыслить масштабно, помнить, что Земля — наш общий дом. Это значит, что у каждого есть ответственность — не только перед собой и своими близкими, но и перед теми, кто будет жить в этом доме потом, после нас. Но как же сложно помнить об этом постоянно! Хорошо, что есть люди, которые подают пример. Своими делами они вдохновляют других, помогают поверить, что каждый может сделать что-то нужное, что-то важное. И сумма всех этих усилий когда-нибудь сделает наш общий дом прекрасным — чистым, светлым, уютным и безопасным. Именно такие люди пришли со своими идеями на конкурс MoscowEcoChallenge. В июле — августе проходил сбор заявок, с конца августа до середины сентября проекты, отобранные оргкомитетом, участвовали в работе «зелёного» акселератора. Представители бизнес-сообщества проводили мастер-классы и консультации, чтобы помочь авторам стартапов найти подходящих партнёров, повысить социальную значимость идей и превратить их в конкурентоспособные рыночные продукты. Участники конкурса учились презентовать свои проекты и доводить их до целевой аудитории — обычных пользователей, крупных компаний и органов государственной власти. Претенденты подали порядка 100 заявок, для акселератора выбрали 15 проектов, из них 12 дошло до финала. Эти стартапы получат поддержку Правительства Москвы и крупных компаний для реализации идей и развития продуктов. «Экология — важная сфера, люди интересуются всем, что относится к качеству жизни. У жителей есть определённые запросы, и мы должны им соответствовать. Сейчас формируется рынок экосистемных услуг, обновляются стандарты городского благоустройства, например стандарты качества воды и воздуха», — отметил руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Антон Кульбачевский на церемонии закрытия первого конкурса экостартапов. По его словам, многие услуги город оказывает за счёт бюджета, но бизнес вправе предложить альтернативы. «Такие стартапы позволяют с оптимизмом смотреть в будущее. Москва — инновационная площадка, она ей и останется, и многие экопроекты и экотехнологии обязательно найдут себе место в городском пространстве. 2017 год объявлен Годом экологии, ценные идеи получат поддержку, и многие из этих проектов станут неотъемлемой частью нашей жизни», — добавил Антон Кульбачевский. Просвещать и развлекать: как совместить приятное с полезным Многие экологические стартапы, вышедшие в финал конкурса, используют принцип Edutainment (сокращение от английских слов Educational Entertainment — «образовательное развлечение»). Облекая серьёзные темы и действия в игровую форму, можно эффективно формировать «зелёный» образ мышления и полезные привычки как у взрослых, так и у детей. Социальный волонтёрский проект «Центр экономии ресурсов» активно занимается просвещением в сфере экологии и популяризирует идею бережного и ответственного отношения к окружающей среде. Его участники проводят уроки и лекции, игры и квесты, мастер-классы, тренинги и специализированные экскурсии. За пять лет существования проекта (официальное открытие состоялось в 2012 году) эти мероприятия посетили больше 13 тысяч человек. Благодаря участию в конкурсе Центр экономии ресурсов планирует открыть постоянную площадку в Москве (и, возможно, ещё одну в Восточной Европе), выпускать настольные игры и энциклопедии, а также вести просветительскую работу в рамках программ корпоративной социальной ответственности (КСО) крупных компаний. Проект «Чистые игры» предлагает современную альтернативу традиционным субботникам — экологические квесты. Это командные соревнования по раздельному сбору мусора: люди одновременно отдыхают, проводят время с пользой (для себя и окружающей среды) и получают массу положительных эмоций. Стартовав в 2014 году в Санкт-Петербурге, программа распространилась на Ленинградскую область, Мордовию, Тверь, Торжок, Москву, Краснодар, Казань, Вологду и озеро Байкал. Уже проведено порядка 40 «Чистых игр», в которых больше 3600 участников собрали свыше 100 тонн мусора. Сейчас проект ориентирован в основном на бизнес-сообщество и используется как эффективный инструмент для решения задач КСО, PR и HR, в том числе для проведения тимбилдингов. Развитие «Чистых игр» предполагает интеграцию в городские экологические и образовательные программы. Мобильное приложение «Капуста», которое разработчики собираются запустить в конце 2016 года, позиционируется как федеральный гид по экообъектам, мероприятиям и услугам. Проект, выросший из идеи «Экологической карты Москвы», уже охватил 50 из 85 российских регионов. Наполнять приложение будут компании-партнёры и сами пользователи. Со временем «Капуста» может вырасти из персонального помощника в своеобразную энциклопедию отечественного туризма и здорового образа жизни. Главная её цель — помочь людям в поиске интересных мест и событий, в планировании досуга, создании оптимальных маршрутов. Кроме того, она помогает делиться впечатлениями и полезной информацией через соцсети. Занятия в акселераторе позволили команде проекта найти партнёров и разработать несколько моделей монетизации, например за счёт показа рекламы или оказания дополнительных услуг вроде подбора индивидуальных туров. Международный фестиваль EcoCup представляет «зелёное» кино (в основном документальное) под девизом «Фильмы, которые меняют будущее». Короткометражные и полнометражные картины о природе и людях побуждают зрителей задуматься об актуальных проблемах окружающей среды, искать решения и воплощать их. С 2010 года кинопоказы охватили больше 30 городов в трёх странах и собрали свыше 30 тысяч зрителей, а фильмотека фестиваля насчитывает более 120 работ. EcoCup активно поддерживают научные организации, госслужбы и коммерческие компании, но основные его драйверы — волонтёры и спонсоры. На Eco Challenge фестиваль нашёл ещё одного продюсера и надеется благодаря этому выйти на новые площадки и расширить свою аудиторию. После завершения официальной части конкурса участникам и гостям показали несколько фильмов из коллекции EcoCup. Сбор, переработка и «вторая жизнь» старых вещей Одна из компаний-участников разработала уникальную технологию переработки органических отходов с учётом последних достижений микробиологии. Первичная ферментация мусора происходит в специальных контейнерах, вторичная — на промышленном оборудовании. В результате получается компост — органические удобрения, которые можно использовать в сельском хозяйстве. Такая переработка позволит городам избавиться от свалок и полигонов твёрдых бытовых отходов, которые занимают большие территории, становятся источником неприятного запаха, заражают воду и воздух продуктами гниения. Продукция и услуги будут полезны департаментам ЖКХ, продуктовым рынкам, предприятиям общепита и гостиницам. В дальнейшем основатели компании планируют работать напрямую с домохозяйствами и коттеджными посёлками. Благотворительный магазин собирает верхнюю одежду. За 2015–2016 годы более 65 тысяч человек в пяти городах (Москва, Краснодар, Казань, Ростов, Нижний Новгород) сдали около 250 тонн вещей. Большую часть из них передают пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям и другим нуждающимся — за два года магазин помог более чем 30 тысячам человек в 12 регионах России. Некоторые социально незащищенные граждане получили работу в проекте — они собирают, сортируют и перевозят одежду. Часть вещей продаётся, полученные средства также идут на благотворительность. Старая одежда, которую уже нельзя носить, отправляется на переработку. В Москве действует сеть из 22 точек сбора (в трёх из них работают магазины), периодически проходят акции в учебных заведениях. Порядка 60 компаний разместили контейнеры для сбора ненужных вещей в своих офисах. Благодаря участию в конкурсе команда планирует открыть совместные программы с деловыми и торговыми центрами, а также найти партнёров для сбыта своей продукции. Забота о здоровье и окружающей среде Экспертное бюро фитодизайна работает под девизом «Живые растения лечат». Специалисты компании создают фитокартины, фитостены, флорариумы и другие сложные композиции из декоративных и лекарственных растений. Они очищают воздух, способствуют укреплению здоровья и повышению работоспособности. Эффективность разработок FitoProf доказана медиками. Для Москвы бюро проводит исследования и подготавливает планы по озеленению общественных пространств, а также, например, помещений государственных учреждений. Целью проекта City Farming также является озеленение: команда стартапа создаёт наборы Grow Box. В них входят коробки с грунтом, семена или рассада и подробные инструкции по уходу за растениями. С помощью таких наборов родители и учителя могут проводить с детьми занятия по природоведению, а сторонники здорового образа жизни — радовать себя и близких экологически чистой растительной пищей. Кроме того, Grow Box может стать оригинальным и полезным подарком. Создатели стартапа надеются сформировать сообщество городских фермеров. Ещё одна компания — участник конкурса экопроектов создаёт и внедряет бытовые и промышленные системы безреагентной очистки воды от вредных примесей. Используя собственные технологии, производитель опережает отечественных конкурентов по качеству, а в сравнении с зарубежными аналогами существенно выигрывает с точки зрения стоимости продукции. Производство располагается в Московской области, у компании есть филиалы в Калининграде и Сургуте. Участвуя в конкурсе, компания наметила множество потенциальных заказчиков: предприятия ЖКХ и ТЭК, учреждения в сфере здравоохранения, образования и спорта, а также коттеджные посёлки, которые сейчас активно строятся во многих регионах. В финал конкурса вышел и конкурент проекта, резидент «Сколково», который предлагает очищать и обеззараживать воду, воздух и различные поверхности, уничтожая вирусы и бактерии с помощью ультрафиолетового и микроволнового излучения. Продукция будет полезна оздоровительным и развлекательным комплексам (фитнес-клубам, бассейнам, аквапаркам), медицинским и образовательным учреждениям и так далее. Сейчас компания демонстрирует прототипы универсальных очистных установок и ищет партнёров для запуска производства. Проведённые маркетинговые исследования говорят о том, что у стартапа есть перспектива выхода на международный рынок, особенно в странах Азии и Африки. Ускорение с пользой: что есть и где жить Ещё одна компания — участник MoscowEcoChallenge выпускает пельмени, вареники, блинчики, котлеты, голубцы и другие замороженные полуфабрикаты. В этой отрасли высок уровень конкуренции, но компания делает акцент на экологичности: вся продукция создаётся из натурального сырья, закупленного напрямую у фермерских хозяйств; в ней нет ГМО, консервантов, искусственных добавок, красителей, сои и субпродуктов. Участие в конкурсе помогло компании пересмотреть принципы деятельности: она отказалась от собственных торговых точек и ведёт продажи только через партнёров. Цели у стартапа достаточно скромные: расширить производство настолько, чтобы накормить всех потенциальных покупателей в Москве и Московской области. Строительное ателье разрабатывает и производит каркасно-щитовые экопанели из сухой древесины и прессованного утеплителя — этот материал в 2,2 раза теплее дерева и в 1,5 раза теплее газобетонных блоков. Кроме энергоэффективности, панели имеют и другие преимущества: они практически не горят, а дом из них площадью 150–200 квадратных метров можно возвести всего за пять — семь дней, причём в любое время года. Компания ориентируется как на частных, так и на корпоративных застройщиков: благодаря быстрому монтажу и низким затратам экопанели отлично подходят для создания коттеджных посёлков, туристических баз, офисов, торговых и складских помещений. Изучив рынок и накопив опыт, ателье планирует самостоятельно заняться строительством.

Экостартапы Москвы: квесты, гид и «зелёное» кино
© Mos.ru