Инвесторы заходят с тыла

Инвесторы заинтересовались планами Минобороны по созданию производственно-логистических комплексов (ПЛК), которые к 2020 году должны заменить существующие 330 баз хранения и складов. Как стало известно "Ъ", вслед за совладельцем "Трансмашхолдинга" Андреем Бокаревым, структуры которого будут строить четыре ПЛК для военных, возможность участия в концессии по ПЛК рассматривают FESCO (входит в группу "Сумма" Зиявудина Магомедова) и ГК "Совфрахт-Совмортранс". Об интересе инвесторов к логистическому проекту Минобороны "Ъ" рассказали источник, близкий к министерству, и топ-менеджер одной из профильных компаний. По словам одного из них, инвестициями в строительство и эксплуатацию одного или нескольких ПЛК заинтересовалась FESCO, "выразив желание принять участие в концессионном соглашении". Собеседник "Ъ", знакомый с ходом переговоров с Минобороны, подтвердил, что "такие переговоры ведутся", уточнив, что они на первоначальной стадии и "никакой конкретики пока нет". "FESCO изучает около десяти проектов будущих ПЛК на предмет своего участия, окончательного решения по объектам инвестирования пока нет",-- добавил один из собеседников "Ъ". В группе "Сумма" от комментариев отказались. Интерес к строительству и эксплуатации ПЛК "Севастополь" проявляет транспортно-логистический холдинг "Совфрахт-Совмортранс", утверждает источник "Ъ", близкий к Минобороны. Но, по данным источника "Ъ", знакомого с планами "Совфрахта", холдинг интересуется ПЛК в Архангельске. Официально это в "Совфрахте" не комментируют. Структура собственников холдинга непрозрачна, по данным СМИ, его основными владельцами являются глава совета директоров ПАО "Совфрахт" Александр Иванов и председатель правления Дмитрий Пурим. В сентябре компании группы, обеспечивающие транспортные и логистические услуги в Крыму, попали в санкционный список США (см. "Ъ" от 2 сентября). О планах по созданию 24 ПЛК с привлечением частных инвестиций министр обороны Сергей Шойгу объявил в декабре 2015 года. Речь идет о механизме проектных соглашений -- получении госсубсидий в обмен на возмещение части процентной ставки по кредиту. Размер финансирования отдельного проекта -- от 1 млрд до 20 млрд руб., а заем должен быть покрыт на 25% госгарантией РФ на срок от 3 до 20 лет. Военные рассчитывают, что реформа упростит логистику и приведет к экономии: эксплуатация комплексов оценивается в 14,8 млрд руб. в год, что вдвое меньше стоимости обслуживания существующих трех сотен объектов. Сейчас в подмосковном Наро-Фоминске строится первый ПЛК "Нара", который должен будет обеспечивать хранение около 220 тыс. тонн материальных средств и порядка 4,7 тыс. единиц вооружений и спецтехники. В Минобороны РФ "Ъ" вчера сообщили, что "заявленные планы по строительству 24 ПЛК, в том числе с задействованием механизмов ГЧП, остаются в силе". Но раскрыть имена потенциальных инвесторов представители ведомства пока отказываются. До сих пор было известно только об одном частном инвесторе в такие проекты Минобороны -- совладельце концерна "Калашников" и "Трансмашхолдинга" Андрее Бокареве. В мае на совещании в министерстве был представлен план реализации пилотного ПЛК "Нара", который предполагал создание СП "Оборонстрой Менеджмент", в котором структура господина Бокарева рассчитывала получить 75%. В перспективе СП планировало заняться строительством еще трех ПЛК, а также привлечением "широкого круга региональных частных инвесторов" в строительство остальных 20 комплексов (см. "Ъ" от 20 мая). Но затем план был скорректирован, и структура Андрея Бокарева напрямую вошла в капитал четырех компаний, созданных под строительство каждого ПЛК. По данным "Картотека.Ру", 13 октября ООО "Стройвестинжиниринг" (на 60% подконтрольно господину Бокареву и на 40% -- гендиректору ООО Александру Рубанову) стало владельцем 95% долей в четырех ООО: ОСИ ПЛК "Нара", ОСИ ПЛК "Онохой" (Бурятия), ОСИ ПЛК "Пашино" (Новосибирск) и ОСИ ПЛК "Ванино" (Хабаровский край). По 5% в ООО у АО "Гарнизон", на 100% принадлежащем Минобороны. Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров говорит, что ПЛК -- это фактически проект строительства кэптивных "сухих терминалов" для нужд Минобороны. Для транспортных холдингов, предоставляющих комплекс логистических услуг, участие в таких проектах с ГЧП интересно и как инвестпроект, и как возможность развития отношений с Минобороны, масштабная логистика которого нуждается в оптимизации с участием квалифицированных частных инвесторов.

Частный бизнес заинтересовался военной логистикой
© Коммерсантъ