К вокзалам пристроят палату портов

Минтранс предлагает сформировать в создающемся Совете рынка транспортных услуг на железнодорожном транспорте отдельную палату портов. Стивидоры получат либо столько же голосов в органах управления, сколько другие палаты, либо только половину. Железнодорожники при этом считают, что включение портовиков -- это правильно, но над выделением им отдельной палаты стоит еще подумать. Минтранс изменил предложения по структуре Совета рынка транспортных услуг на железнодорожном транспорте, следует из презентации, разосланной к заседанию межведомственной рабочей группы (есть у "Ъ"). Оно должно было пройти вчера, но было перенесено. В новой версии к трем утвержденным уже палатам предлагается добавить еще и палату портов. Создание совета рынка как органа, объединяющего всех участников отрасли, в начале года инициировала ФАС, в мае вице-премьер Аркадий Дворкович поддержал идею. Концепцию структуры совета в октябре подготовил Минтранс (см. "Ъ" от 31 октября). Предлагалось создать три палаты -- потребителей услуг (грузоотправители и грузополучатели), производителей услуг (владельцы инфраструктуры и перевозчики) и операторов (сюда должны войти экспедиторы, стивидоры и сервисные компании). Палаты должны формироваться по принципу удельного веса в сегменте рынка: потребители -- по доле груза в объеме перевозок, операторы -- по размеру парка. В наблюдательный совет включаются по шесть членов от каждой палаты и шесть представителей госорганов. Палате портов предлагается дать либо три голоса в набсовете (тогда число представителей госорганов сокращается до трех), либо шесть. Палата также формируется по принципу удельного веса в грузообороте, в ней будет четыре комитета -- по Дальневосточному, Балтийскому, Арктическому и Азово-Черноморскому бассейнам. В набсовет войдут по два члена от Дальневосточного и Балтийского бассейнов (30,8% и 34,5% в объеме перевалки в 2015 году соответственно) и по одному -- от Азово-Черноморского (26,3%) и Арктического (8,4%). Наиболее крупные терминалы, которые могут быть представлены в палате,-- "Восточный порт" и "Дальтрансуголь" от Дальневосточного бассейна (8,4% и 6,7% в общей перевалке), "Усть-Луга Ойл" (8,1%), "Ростерминалуголь" (5,4%) и "РПК-Высоцк-ЛУКОЙЛ-II" (3,6%) от Балтийского, НМТП и "Транснефть-Терминал" от Азово-Черноморского (5,2% и 3,3%), Мурманский морской торговый порт (5,1%) -- от Арктического бассейна. Получить оперативный комментарий от стивидоров не удалось, причем в ряде компаний отметили, что незнакомы с концепцией палаты портов. В ОАО РЖД говорят, что поддерживают любые предложения, направленные на повышение эффективности взаимодействия участников рынка. "Порты играют важную роль в качестве грузополучателей во многих экспортных поставках,-- отмечают в монополии,-- кроме того, от качества работы стивидоров во многом зависит скорость обслуживания при грузовой перевозке". Вопрос о создании палаты портов "нужно обсуждать", считают в ОАО РЖД. Источник "Ъ" на рынке говорит, что совет рынка -- это объединение производителей и потребителей услуг и порты -- это крупнейшие грузополучатели (более 50% грузов, перевозимых ОАО РЖД). По его словам, создать для портов палату предложил на последнем совещании заместитель главы Минтранса Алексей Цыденов. Если порты будут представлены в совете, то больше вероятности найти качественные решения по взаимодействию железной дороги и стивидоров, подчеркивает собеседник "Ъ". В классическом варианте в совете рынка должны быть только железнодорожники, говорит гендиректор Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин, но от портов зависит ритмичность работы железной дороги. "Поэтому участие портов целесообразно, но выделять их в отдельную палату неправильно,-- полагает он,-- иначе это приведет к созданию совета рынка по всем видам транспорта". По мнению эксперта, совет должен начать работать как железнодорожный, и на втором этапе надо определить, какой статус в нем могут иметь порты.

Портовики получат место в создающемся Совете железнодорожного рынка
© Коммерсантъ