Минские соглашения
В конце ноября Псков посетила делегация «Минского автомобильного завода» (МАЗ), который через местного дилера ООО «Грузтехника» поставляет автобусы для ГП ПО «Псковпассажиравтотранс». В общей сложности по такой схеме предприятие закупило больше тридцати автобусов. Львиную их часть автопарк приобретал еще при бывшем директоре Георгии Лупандине. Однако в последнее время «Псковпассажиравтотранс» ушел к питерскому дилеру ООО «Глобал БАС».У руководителя автопарка Александра Гизбрехта к псковскому аффилиату «МАЗа» раз за разом стали появляться претензии. Но теперь «Псковпассажиравтотранс» вовсе собирается самостоятельно закупать и реализовывать автобусы. Разумеется, в том числе и для себя. Губернатор Андрей Турчак такую идею поддержал, несмотря на то, что региону это аукнется затратами на создание дилерского центра, а само предприятие получит многомиллионный оборот, за которым после последней проверки госпредприятия со стороны Контрольно-счетной палаты потребуется глаз да глаз.Представители «МАЗ» приезжали как раз для того, чтобы оценить сложившуюся ситуацию в Пскове: проверить нынешнего дилера, к которому у Александра Гизбрехта появились нарекания, а также обсудить предложение по созданию собственного дилерского центра на базе «Псковпассажиравтотранса» по реализации пассажирской техники. В этой связи претензии к «Грузтехника» и «Глобал БАС» теперь воспринимаются несколько иначе и выглядят неоднозначно.Как-то иначе объяснить скитания «Псковпассажиравтотранса» от одного дилера к другому довольно трудно. Изначально Гизбрехт уверял руководство «МАЗ», что покупать автобусы в Питере выходит дешевле. Для этого он специально ездил в составе рабочей делегации в Минск. И убедил. Впрочем, «Грузтехника», предлагала предприятию аналогичный дисконт. Но теперь уже и питерский дилер также не устраивает руководителя «Псковпассажиравтотранса». Здесь сотрудничество вовсе грозит получиться скоротечным.Как рассказал «Псковской губернии» источник на предприятии, сам минский завод был заинтересован, чтобы продажи продолжались через Псков. Это было логично, учитывая позицию предприятия в деле развития региональной дилерской сети. Но представители «Псковпассажиравтотранса» в переговорах повели себя жёстко, пригрозив, что вообще откажутся от покупки, если не будут соблюдены их условия. В итоге последние автобусы отправились в Псков транзитом именно через Санкт-Петербург.Автопарк под руководством Александра Гизбрехта собирается создать дилерский центр на базе «Псковпассажиравтотранса». Фото: «ПГ»Казалось бы, нет огромной разницы в том, у какого дилера областной автопарк закупает технику. Однако принципиально важный момент все же есть. В одном случае налоги уходят из региона в Питер, в другом – остаются здесь. Для Псковской области, которая буквально каждый год в судорогах ищет возможности для увеличения налоговой базы, это вопрос далеко не праздный. Например, всем прекрасно известно, что на последней сессии региональный парламент проголосовал за повышение транспортного налога. Поэтому желание оставлять деньги в своем регионе, у руководства области на самом деле должно быть.Однако в дела областного госпредприятия «желтый дом» решил не вмешиваться. Более того, на определенном этапе регион поддержал желание Александра Гизбрехта покупать автобусы через Санкт-Петербург.Повторно к проблеме автодилеров вернулись, когда уже белорусская делегация посетила Псков. На той встрече Александр Гизбрехт заявил, что у предприятия нет нормального дилера, поэтому надо ставить вопрос ребром: самостоятельно продавать пассажирскую технику, что называется, от себя. Губернатор Андрей Турчак эту инициативу поддержал и предложил договариваться на этот счет с минским заводом. Замечание, что в области есть дилер, глава региона пропустил мимо ушей, предположив, что, наверное, у него высокие цены, и предприятие плохо ведет рекламную кампанию, раз о нем ничего неизвестно.В принципе, сам «Псковпассажиравтотранс» вообще не должен заботиться об имидже дилера, что в свое время предприятие и делало.«Мы покупали автобусы в основном через лизинговые компании, которые сами искали дилера. Они определяли где выгодно, поэтому про псковских дилеров ничего сказать не могу. Но с минского завода мы технику покупали, это так, - говорит экс-руководитель ГП ПО «Псковпассажиравтотранс» Георгий Лупандин. По его словам, желание нынешнего руководства предприятия самостоятельно покупать автобусы является вполне нормальным. – Разумеется, это огромная выгода. «Псковпассажиравтотранс» сможет приобретать технику по закупочной цене, без дилерской наценки».Для того чтобы получить право быть автодилером, «Псковпассажиравтотрансу» сперва необходимо открыть сервисный центр, что предприятие и пытается сделать. Но едва ли Александру Гизбрехту интересно исключительно гарантийное обслуживание техники. Заработать ему удастся только на комплексном обслуживании: ремонт, продажа запчастей и непосредственная реализация техники.«По отдельности продавать запчасти сейчас тяжело, время такое. Много тут не заработаешь. А вот с покупки техники – другое дело. Предприятию нужно обновлять парк, там много автобусов старше 10-15 лет. По моей информации, до 2019 года они планируют обновить около 120 автобусов. Дилерская скидка с автобуса – примерно 400 тысяч рублей. Таким образом, через свою компанию можно будет «прогнать» 50 миллионов чистой прибыли», - рассказал в беседе с «Псковской губернией» источник, хорошо знакомый с ситуацией на госпредприятии.Если «Псковпассажиравтотранс» получит возможность продавать автобусы на сторону через свой дилерский центр, оборот возможной прибыли за счет наценок вырастет в разы.Со стороны кажется, что это отличный сценарий для убыточного предприятия, шанс разобраться с долгами, однако руководство «Псковпассажиравтотранса» сегодня, кажется, мыслит другими категориями. Сегодня госпредприятие несет огромные убытки, о которых стало известно после проверки Контрольно-счетной палаты. На 1 апреля непокрытый убыток предприятия составлял 394 млн рублей. Гизбрехт завышал данные в отчетах на предоставление субсидирования автоколонне из средств регионального бюджета, сдавал вместе с замом свой автотранспорт в аренду «Псковпассажиравтотрансу» и не только. И то, что предприятие продолжает быть поставщиком громких новостей, не самый лучший для него знак.
