ОНФ: региональные бюджеты с 2013 года упустили 86 млрд возможной экономии

Проведенное Центром «Народная экспертиза» ОНФ исследование показало, что, начиная с 2013 года 54 субъекта РФ заключили 386 крупных контрактов на строительство общей стоимостью 852 млрд рублей за счет региональных бюджетов. При этом только 17 из этих регионов по состоянию на ноябрь 2016 года имеют утверждённые положения о проведении публичного технологического и ценового аудита (ПТЦА). Упущенная возможность экономии средств региональных бюджетов может быть оценена почти в 86 млрд рублей. В соответствии с 596 «майским указом» Президента РФ, в 2013 году было принято постановление правительства, согласно которому субъектам РФ было рекомендовано утвердить положения о проведении публичного технологического и ценового аудита (ПТЦА) всех крупных инвестиционных проектов с госучастием. Однако в связи с рекомендательным характером разработки и утверждения таких положений, повсеместного применения на региональном уровне такой аудит пока не нашел. Сегодня положения о публичном аудите утверждены только в 29 регионах России. При этом эксперты Центра ОНФ отмечают, что на федеральном уровне публичный аудит уже работает, позволяя снижать начальную стоимость проектов на 10%. Начиная с 2013 года, по данным Минэкономразвития России, аудит 25 инвестпроектов снизил их стоимость на 13%: с 550,6 млрд рублей до 486,8 млрд рублей. Например, по объектам Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) экономия составила более 10 млрд рублей, объектам Азово-Черноморского транспортного узла РЖД — 7 млрд рублей, а по БАМу и Транссибу — более 15 млрд рублей. Анализируя данные сайта госзакупок, эксперты выявили, что с 2013 года за счет средств региональных бюджетов 54 субъекта РФ заключили 386 крупных контрактов на строительство общей стоимостью 852 млрд рублей. При этом, на ноябрь 2016 г. только 17 из указанных регионов имеют утверждённые положения о публичном аудите. И если провести параллель с результатами аудита на федеральном уровне, то упущена возможность экономии почти 86 млрд рублей средств региональных бюджетов. Необходимо отметить, что в целом на 31 октября 2016 года регионами, где отсутствуют положения о ПТЦА или в которых на тот момент они не были утверждены, было заключено 312 контрактов на строительство общей стоимостью 658 млрд рублей. Таким образом, можно сказать, что процесс внедрения публичного аудита проектов с целью защиты бюджетных средств от необоснованной траты в настоящее время полностью не реализован. Руководитель Центра «Народная экспертиза» ОНФ Виктор Рожков отмечает еще одну проблему. В принятых положениях о публичном аудите в разных регионах установлен различный порог стоимости строительства, при котором обязательно проведение публичного аудита (от 500 млн до 4 млрд рублей). Большинство регионов установили пороговое значение в 1,5 млрд рублей. Между тем, 70% заключаемых инвестпроектов оценивается в пределах от 500 млн до 1,5 млрд рублей. То есть, получается, что большая часть проектов под публичный аудит не попадает. Такой вывод сделан по результатам мониторинга контрактов на строительство, заключенных субъектами РФ за счет региональных бюджетов с 2013 года. «Публичный аудит — это механизм защиты бюджетных средств от неэффективного использования при реализации крупных инвестиционных проектов. Но пока этот инструмент в должной мере не работает, — отмечает Виктор Рожков. — Для того, чтобы сдвинуть ситуацию с места, необходимо изменить рекомендательный характер публичного аудита для регионов на обязательный, а также установить нижний порог стоимости региональных проектов для проведения публичного аудита на уровне 500 млн рублей».