Uber, Airbnb и Snap не хотят быть «компаниями одной услуги»

Стремление к IPO заставляет их расширять проекты Технологические стартапы Uber, Snap и Airbnb на фоне участившихся разговоров о возможных первичных размещениях пытаются убедить инвесторов, что у них сильная долгосрочная программа развития и инвестиции в них имеют смысл. Компании запускают сторонние проекты и устраивают конференции, чтобы доказать, что их многомиллиардная оценочная стоимость — не пустой звук, и чтобы обеспечить свое будущее IPO подписчиками. Как пишет газета The Wall Street Journal, на что только не идут технологические компании, готовящиеся к первичному размещению акций, чтобы убедить инвесторов в своей привлекательности. На эффектной конференции, которую в прошлом месяце провел Airbnb, глава Брайан Чески объявил, что его компания «сделает так, что путешествия вновь станут волшебными». По его словам, Airbnb уже не просто какой-то рядовой сервис по аренде жилья, а глобальное агентство, которое может не только подобрать жилье, но и ресторан предложит подходящий и зарезервирует столик, забронирует билеты на самолет, поможет с арендой автомобиля, даст уроки катания на скейтборде или устроит фотосессию и т. п. Как отмечает WSJ, цель этих заявлений — не только привлечь новых арендодателей и гидов, но и убедить инвесторов в целесообразности инвестиций в компанию, доказать, что продажи у компании будут расти, что у нее есть перспективы и ее многомиллиардная оценка не высосана из пальца. По данным WSJ, которая ссылается на осведомленные источники, компания Snap, которой принадлежит мессенджер Snapchat, может запустить IPO в следующем году. Документы на первичное размещение акций уже были поданы в ноябре. В этом году инвесторы оценивали Snap в $18 млрд, на IPO оценка может достигать $25 млрд. В преддверии размещения компания развила бурную деятельность, чтобы ее название не ассоциировалось с одним лишь мессенджером. В сентябре она представила солнцезащитные очки со встроенной видеокамерой за $130 и незамысловатым названием Spectacles и стала называть себя еще и производителем видеокамер. На сайте компании в связи с этим появилось заявление: «Мы считаем, что новое открытие камеры дает нам величайшую возможность улучшить жизнь и общение людей». В этом месяце очки поступили в продажу и поклонники Snapchat послушно выстроились в очереди, чтобы стать счастливыми обладателями этого гаджета. Но самым ожидаемым первичным размещением, по мнению WSJ, станет IPO компании Uber, которая в последние несколько лет сделала все для того, чтобы выйти за рамки простого сервиса такси и стать транспортной компанией, которая, согласно заявлению на сайте, «меняет логистическую структуру городов». Имея оценочную стоимость $68 млрд, компания занялась разработкой самоуправляемых автомобилей, попробовала себя в доставке продуктов и курьерских услугах, а в следующем году планирует запустить грузовые перевозки. А в будущем Uber не исключает возможности запуска воздушного такси. Как отметила в интервью WSJ партнер консалтинговой компании Class V Group Лиз Байер, «непростая задача для любой компании, планирующей IPO,— убедить инвесторов в том, что они стоят этих постоянно растущих оценок». «Так что если вы можете показать, что способны создать бизнес на новом рынке, то это весьма убедительно и важно»,— говорит она. Нынешний год был вялым в плане IPO. По данным Dealogic, в США только 109 компаний разместили свои акции, сумев привлечь $23,2 млрд. В прошлом году за то же время размещений было 174 на $36,2 млрд. Возможно, Snap, Airbnb и Uber удастся убедить инвесторов в своей привлекательности, и тогда 2017 год окажется богаче на IPO. Алена Миклашевская

Uber, Airbnb и Snap не хотят быть «компаниями одной услуги»
© Коммерсант