У потребителей приподнялось настроение

К концу 2016 года они готовы увеличивать траты

У потребителей приподнялось настроение
© Коммерсантъ

С осени 2014 года, пока Россия на всех парах ехала в экономический кризис, большинство граждан из-за постоянно падающих реальных доходов были вынуждены сокращать семейные бюджеты. Уходящий год не стал исключением, но со второй половины появились первые признаки того, что потребители готовы пусть и немного, но ослабить пояса. Хотя даже улучшение ситуации в экономике, на котором настаивают власти, нескоро избавит россиян от привычки бережнее, чем раньше, распоряжаться доходами. Последние два года аналитики регулярно сообщали нам, как неуютно в кризис стало жить отечественному потребителю. Стремление экономить вынудило покупателя искать магазины с низкими ценами, переключаться на более дешевые бренды или вовсе отказываться от приобретения продуктов не первой необходимости. Потому мне было так удивительно на прошлой неделе по дороге в редакцию увидеть очередь из 15-20 человек у входа в магазин с вывеской "Красная икра". Конечно, только из этого эпизода делать вывод, что население начало оправляться от кризиса, нельзя: красная икра перед новогодними праздниками всегда пользуется большим спросом. Но то, что потребители в России в конце этого года стали чувствовать себя свободнее в тратах, заметили и в исследовательских компаниях. Так, эксперты Nielsen еще в начале 2016 года фиксировали минимальные за последние 11 лет значения потребительской уверенности в России. К концу года, пишут они, отечественный рынок и, в частности, индустрия товаров повседневного спроса показали более позитивную динамику. "Сокращение продаж замедлилось как минимум вдвое, и такого острого роста цен, как был в 2015 году, мы уже не наблюдаем",-- утверждает руководитель направления оценки эффективности продаж и маркетинговых коммуникаций "Nielsen Россия" Марина Ерскова. В результате, по ее словам, настроения потребителей к концу года хоть и медленно, но стали улучшаться. То же самое заметили и в Deloitte: планируемый бюджет новогодних покупок среднего россиянина вырос на 2%, до 16,9 тыс. руб. В какой степени это учитывает фактор инфляции, в исследовании не сообщается. "Мы видим, что пока россияне не склонны оценивать текущую ситуацию слишком позитивно. Но со второго полугодия 2016 года наметилась тенденция медленного улучшения потребительских настроений",-- отмечает гендиректор GfK Rus Александр Демидов. В исследовании компании сказано, что потребительские настроения в России восстанавливаются с июля. В Ipsos Comcon уточняют, что как раз с этого момента благосостояние россиян перестало падать. Более того, в третьем квартале впервые произошел значимый рост показателей среднего личного дохода (с 25,24 тыс. руб. во втором квартале до 26,16 тыс. руб.) и среднего дохода на члена семьи (с 22,78 тыс. руб. до 23,68 тыс. руб.) при стабильной доле работающего населения. В ноябре индекс потребительских настроений GfK достиг 92 пунктов. Это самое высокое значение в этом году, который начинался всего с 69 пунктов, что ниже показателей кризисных 2008 и 2009 годов (85 и 91 соответственно). Больше всего пессимистов среди потребителей GfK обнаружил на Северо-Западе и в Сибири: в четвертом квартале индекс в этих регионах составлял 87 и 88 пунктов соответственно. Оптимисты живут в Центральном регионе (98), Северном Кавказе (99) и на Дальнем Востоке (94). "Можно сказать, что на Дальнем Востоке потребители буквально воспряли духом, здесь мы зарегистрировали самое значительное восстановление потребительских настроений -- сразу на 18 пунктов с сентября 2016 года",-- говорит господин Демидов. Настроения москвичей, по данным исследования, волатильны: эксперты компании объясняют это часто меняющимися ожиданиями жителей столицы относительно своего будущего. В ноябре, например, индекс их настроения снизился до 93 пунктов с 97 в сентябре. Впрочем, аналитики считают, что кризисная бережливость россиян сохранится надолго. "Для многих режим экономии уже стал скорее образом жизни",-- поясняет Марина Ерскова. По ее мнению, по мере возможного увеличения готовности тратить деньги российские потребители сохранят избирательность к магазинам и товарам на полке. В третьем квартале 83% из них утверждали, что даже при условии улучшения ситуации они продолжат следовать стратегии экономии. Олег Трутнев