Малый бизнес выбирает дистанционное банковское обслуживание

Раньше владельцу небольшого предприятия приходилось немало времени проводить в банковском отделении, чтобы сделать платеж или получить выписку по счету. Сегодня эти базовые операции, крайне востребованные среди малого и микро-бизнеса, можно провести за пару кликов с экрана компьютера.Что дает малому бизнесу дистанционное банковское обслуживание? Объясняет руководитель управления по работе с малым бизнесом Райффайзенбанка Роман Зильбер: «Сейчас одна из главных задач банка в том, чтобы максимально сэкономить время клиента, дать ему возможность делать большинство операций за минимальное время, с минимальным количеством усилий и сохранять время для двух вещей: для бизнеса и себя, собственного развития, отдыха, для семьи. Вместо того чтобы идти в банк, терять время на дорогу и на присутствие в отделении». Традиционно малый бизнес обслуживался в российских банках так же, как крупный корпоративный. Финансовые организации обычно не делали различий между крупными компаниями со сложной структурой и небольшими предприятиями. То же относилось и к дистанционному обслуживанию, например, к интернет-банку: он был один для всех корпоративных клиентов, и в него закладывали максимально возможное количество функций. Большинству небольших компаний такие возможности просто не были нужны, говорит Зильбер: «Для небольших юридических лиц, в которых владелец, как правило, еще и бухгалтер, скорость и простота использования интернет-банка являются ключевыми требованиями. Для них все должно быть максимально просто. Надо заметить, что и сам по себе спектр услуг для такого бизнеса минимальный. Мы посмотрели по нашей клиентской базе — у нас в банке в сегменте малого бизнеса обслуживается порядка 80-ти тысяч клиентов — 70% пользуются исключительно двумя операциями: посмотреть состояние счета и совершить платеж в рублях. Это значит, им не нужны какие-то сложные функции интернет-банка». В Райффайзенбанке учли пожелания клиентов, небольших предпринимателей, и предложили им специальную версию интернет-банка, адаптированную под нужды малого бизнеса: «Мы выпустили Райффайзен Бизнес Онлайн для предпринимателей, где функционал сделали очень простым и понятным. К этому интернет-банку не подразумевается, например, инструкция — там сразу все интуитивно понятно и минимальный функционал отработан до предела хорошо. Мы проводили фокус-группы: долго тестировали продукт на реальных клиентах, чтобы убедиться в том, что там действительно все интуитивно и тратится минимальное время и количество кликов на любую операцию. И мы добились успеха в этом: клиенты, которым сейчас устанавливаем этот банк, очень довольны», — рассказывает Роман Зильбер. Возможности продукта не ограничены только двумя кнопками: «Если нужна какая-то операция, которая выходит за пределы стандартной для вас (то есть вы пять лет делали только рублевые платежи, и вдруг понадобилось что-то еще, например), вы можете нажать специальную кнопку и вернуться обратно в большой полнофункциональный интернет-банк, где есть и валютные платежи, и вообще все, что нужно даже самому крупному предприятию. Переключение между двумя интерфейсами — это уникальная вещь. На рынке таких примеров я лично не знаю», — объясняет Зильбер. Дистанционное обслуживание малого бизнеса в кредитных организациях все больше напоминает банковскую розницу. К примеру, Райффайзенбанк сделал для небольших корпоративных клиентов процедуру авторизации в интернет-банке такой же, как и для физлиц: «Если вы пользуетесь обычной банковской картой, скорее всего, вы проводите операции в большинстве банков по СМС: вам приходит в сообщении пароль, вы его вводите и так подтверждаете операцию, банк ее проводит. В Райффайзен Бизнес Онлайн такая же система: ваша подпись реализуется через единоразовый пароль по СМС, и это является системой авторизации. У нас существует много уровней, которые гарантируют безопасность таких операций». Упрощение взаимодействия банков и малого бизнеса можно назвать одним из трендов рынка, говорит Роман Зильбер: «Платежку можно по-разному делать. Можно забить 20-значный номер счета или же ИНН вашего контрагента. А можно, чтобы все эти вещи автоматически подтягивались. Например, сейчас в интернет-банках для физических лиц можно совершать платежи по номеру телефона. В таком же направлении упрощения использования должны развиваться и интернет-банки для предпринимателей. Банки умеют уже взаимодействовать с общими базами данных для того, чтобы облегчить для клиента платеж или какую-то другую операцию. Я бы сказал, что раньше интернет-банки выпускались банками не для человека, а для бухгалтера — профессионала, который хорошо разбирается в системе. Но бухгалтер — это человек, время которого тоже нужно экономить. Мы стараемся и будем дальше стараться сделать процесс как можно более простым и как можно более удобным для человека-бухгалтера».

Малый бизнес выбирает дистанционное банковское обслуживание
© BFM.RU