Большой космический «брат» рвется управлять миром
В московском выставочном центре «Сокольники» прошел саммит, посвящённый технологиям подключённых автомобилей — Connected Car Summit, организованный компанией Smile-Expo совместно с НП «ГЛОНАСС». Отдельными пунктами в программе саммита стали круглый стол, посвящённый развитию молодых проектов в сфере подключённых авто, а также дискуссионная панель и лекторий. В предстоящие 2−3 года проникновение технологий «connectivity» на российский автомобильный рынок составит 70−80%, заявил на открытии саммита президент НП «ГЛОНАСС» Александр Гурко. При этом, скорее всего, будут представлены зарубежные решения. Хотя основными драйверами роста в настоящее время являются крупные инфраструктурные проекты, такие как Платон, ЭРА-Глонасс, Безопасный город, Система 112, их недостаточно, для того чтобы инвестиции в отечественное производство достигли необходимого для развития масштаба, пояснил эксперт. Корреспонденту «Ридуса» удалось в кулуарах саммита более подробно расспросить Александра Гурко о развитии и взаимодействии систем автомобильной навигации. Существуют ли сейчас какие-нибудь сравнения качества и точности работы систем ГЛОНАСС и GPS в части автомобильной навигации? Если да, то кто точнее? С 2011 года в основном используются во всех приложениях мультисистемы. Приемники ГЛОНАСС, GPS, сейчас добавилось Галилео. Поэтому в чистом виде ГЛОНАСС приемник для гражданского применения не существует. Все системы используют несколько группировок. И в этом смысле покрытие, надежность и качество услуг гораздо лучше, чем каждой в отдельности системы. Стандартная точность в районе 3 метров. В большинстве используемых сегодня устройств модули ГЛОНАСС и GPS работают совместно, насколько целесообразно такое использование? Целесообразно, потому что несколько систем работает лучше, чем одна, приемник видит группировки нескольких созвездий. То есть, вместо 24 аппаратов ГЛОНАССА видят еще дополнительно 30 GPS, соответственно, группировка получается больше и местоопределение производится более надежно и быстро. То есть, я правильно понимаю, что использовать такие системы совместно логичнее, и друг с другом они не конкурируют? Конечно. Давно уже никто не говорит о конкуренции, говорят о взаимном дополнении систем. С 1 января 2017 года автомобилисты-частники, а также юрлица не смогут получить на таможне ПТС для ввоза подержанных автомобилей по новым свидетельствам о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС). Причиной отказа может стать отсутствие в импортных машинах российской системы экстренного реагирования при ДТП «Эра-ГЛОНАСС»? Система Эра-ГЛОНАСС распространяется на все новые автомобили, продаваемые на территории таможенного союза. То есть, при выписывании ПТС на новые автомобили необходимо в разделе «Прочее», указать ID устройства, которые стоят в автомобиле. Но эта регуляторика касается только новых автомобилей. Подержанных автомобилей это не касается. То есть, любой подержанный автомобиль, независимо от того, какие у него системы стоят, и стоят ли вообще, можно будет по-прежнему ввозить? Можно ввозить, потому что законодательство, касающееся обязательности использования системы Эра-ГЛОНАСС, системы экстренного реагирования при аварии, касается автопроизводителей и новых автомобилей. Сейчас во многих странах активно тестируются беспилотные автомобили на системе GPS. Насколько ГЛОНАСС готова использоваться в отечественных беспилотных проектах, каковы ее плюсы и минусы по сравнению с GPS. Допускается ли совместное использование двух систем? Тот же ответ. Даже за рубежом и в России уже давно стоят мультисистемные приемники. Никто не производит ни в России, ни за рубежом односистемные приемники — только GPS или только ГЛОНАСС. То же самое касается использования беспилотных автомобилей. Там стоят мультисистемные приемники. Часто еще повышенной точности, которые позволяют позиционироваться с точностью до дециметра (до 10 см). Для этого требуется специальный алгоритм обработки данных из приемника, либо наземная инфраструктура повышения точности. Когда, на ваш взгляд, такие системы смогут гарантировать безопасное беспилотное движение? Видимо, пройдет еще несколько десятилетий, пока беспилотный транспорт покажет, что он более безопасный, нежели пилотируемый транспорт. Необходимо набрать статистику, которая позволит делать такие выводы. Не менее 10 лет. Настанет ли время, когда навигационными системами ГЛОНАСС будут оснащены все автомобили в России? Безусловно. Мы думаем, что в течение 5−7 лет все автомобили будут иметь на борту мультисисемную навигационную систему, в том числе и ГЛОНАСС. Существуют ли географические предпочтения в использовании ГЛОНАСС и GPS? Какие? Действительно, ГЛОНАСС спроектирован таким образом, что покрытие улучшается к северу земного шара. GPS лучше работает в экваториальных широтах. То есть, разная архитектура систем, поэтому качество позиционирования по ГЛОНАССУ лучше в северных широтах, по GPS в экваториальных широтах. Это еще одна из причин, почему взаимное дополнение систем позволяет достичь лучшего качества позиционирования. А ГЛОНАСС как-то планирует расширяется так, чтобы вообще весь земной шар охватить? ГЛОНАСС с 2011 года имеет глобальное покрытие. И работает в любой точке мира так же, как и GPS. Для этого достаточно 24 аппаратов. В ГЛОНАССЕ сегодня 28 аппаратов, из которых 24 работает по целевому назначению. Повторюсь, этого достаточно для глобального покрытия, и услуга оказывается в любой точке мира. Тогда переформулирую вопрос: сделать так, чтобы это покрытие везде было одинаково качественным, а не только в северной части земного шара. ГЛОНАСС развивается, принята большая программа до 2020 года, которая предусматривает развитие системы. Планируется более 30 аппаратов. Но главное развитие заключается в улучшении точности позиционирования, в улучшении характеристик самой системы. А за счет чего это достигается? За счет внедрения новых технологий. Бортовых часов, прежде всего, которые позволяют улучшить точность позиционирования самих спутников, соответственно, и позиционирование на Земле. И модернизация системы с точки зрения облегчения аппаратов, появления дополнительных функций, повышения точности системы дифференциальной коррекции и мониторинга, которые позволяют давать точность 1−2 метра.