Дальний Восток: стратегический приоритет российского государства

О том, почему российские власти обратили внимание на развитие восточных тер­риторий и каких результатов на этом направлении удалось добиться, в своей авторской колонке рассказал научный редактор EastRussia, доктор политических наук, вице-президент Центра полити­ческих технологий, профес­сор Национального исследо­вательского университета «Высшая школа экономики» РОСТИСЛАВ ТУРОВСКИЙ. Дальний Восток остается стратегическим приоритетом в российской региональной по­литике, что раз за разом под­тверждают президентские по­слания. Так и в послании прези­дента, прозвучавшем 1 декабря, были подтверждены намерения государства уделять развитию его восточной окраины особое и подчеркнутое внимание. Для этого есть целый ряд оснований, среди которых и потребность в преодолении сохраняющегося отставания в развитии этих тер­риторий, и активизация усилий по включению России в между­народные отношения в АТР, име­ющие особое значение в нынеш­ней геополитической ситуации. В 2016 году государство продол­жало работу над созданием на Дальнем Востоке особых нало­гово-экономических режимов, призванных стимулировать ин­вестиционную деятельность, принимало решения о государ­ственной поддержке различ­ных проектов, уделяло внима­ние системным мерам, призван­ным улучшить деловой климат на Дальнем Востоке, ввести но­вые «правила игры» в рыбной отрасли и др. Как и по всей России, на даль­невосточную политику не могли не повлиять текущие финансо­вые ограничения. В этом году была утверждена обновленная редакция государственной про­граммы социально-экономиче­ского развития Дальнего Восто­ка, но параметры ее финансиро­вания стали предметом непро­стых баталий. В конечном итоге бюджетные расходы на эту про­грамму, как и на многие другие программы регионального раз­вития, были урезаны. Однако прорывом стало решение об обя­зательном наличии дальнево­сточных разделов во всех госу­дарственных и федеральных це­левых программах. Тем самым задача по пропорциональному включению Дальнего Востока в правительственные программы решена. Но в целом государство все дальше продвигается от пря­мого финансирования Дальнего Востока к созданию благоприят­ного делового климата, который в будущем позволит развивать­ся без постоянного «закачива­ния» бюджетных денег. Нынеш­ний этап с этой точки зрения можно назвать переходным. Пока государство и связанные с ним структуры участвуют в софинансировании дальнево­сточных проектов, о чем свиде­тельствуют возросшая актив­ность Фонда развития Дальне­го Востока и серия правитель­ственных решений об отборе проектов, получающих государ­ственную поддержку. Особое внимание, учитывая специфи­ку территории, уделяется сы­рьевым и инфраструктурным проектам, но в целом их список разнообразен, в нем есть проек­ты в сфере АПК, туризма и др. Развитие Дальнего Востока невозможно без преодоления инфраструктурных ограниче­ний. В течение года не без тру­да решался вопрос о выравнива­нии дальневосточных энергота­рифов, величина которых меша­ет развитию бизнеса в регионе, со среднероссийскими. В конеч­ном итоге вариант решения этой проблемы был найден, и в обо­зримой перспективе начнет дей­ствовать соответствующий фе­деральный закон. Дальний Вос­ток постепенно превращается в центр международного сотруд­ничества, где одной из важных линий стала диверсификация российских связей с различны­ми странами. Второй Восточ­ный экономический форум, про­шедший во Владивостоке, стал еще более масштабным меро­приятием, чем первый. По объ­ективным причинам главным партнером России на Дальнем Востоке остается Китай. Про­должается строительство экс­портного газопровода «Сила Си­бири», китайский капитал вхо­дит в крупнейший проект нефте­перерабатывающего комплекса в Приморье, принимаются ре­шения о развитии пригранич­ного сотрудничества (для этого создана специальная межпра­вительственная комиссия). В то же время в этом году все боль­ше внимания уделяется связям с Японией, а в нефтяном бизне­се расширяют присутствие ком­пании из Индии. Тем самым обе­спечивается более сбалансиро­ванное взаимодействие России с различными странами мира. Несмотря на известные трудно­сти, не сворачивается сотруд­ничество с западными страна­ми. Например, в этом году пра­вительство дало разрешение американо-канадской компа­нии «Амур Минералс» на рабо­ту на Малмыжском золото-мед­ном месторождении в Хабаров­ском крае. ​​​​​​​Системные меры государства по развитию Дальнего Востока предполагают его превращение в целую «россыпь» точек роста, представленных во всех субъек­тах Федерации. В рамках реализации прошло­годнего президентского посла­ния в 2016 году был утвержден долгосрочный план социаль­но-экономического развития Комсомольска-на-Амуре — вто­рого по величине города в Ха­баровском крае и крупного про­мышленного центра. Началось расширение режима свободно­го порта с Владивостока на дру­гие территории: свободные пор­ты появились в Хабаровском крае, на Сахалине, Камчатке и Чукотке. Продолжается процесс создания территорий опережаю­щего социально-экономического развития (ТОСЭР). В этом году новые ТОСЭР стали создавать­ся под крупные промышленные проекты — добычу полезных ис­копаемых в Южной Якутии, су­доверфь «Звезда» в Приморском крае. Появилась первая ТОСЭР в слаборазвитой Еврейской АО и две ТОСЭР — аграрная и тури­стическая — на Сахалине. Амбициозным проектом го­сударства стало распределение бесплатных гектаров дальнево­сточной земли, призванное вве­сти в оборот пустующие земли и привлечь население к работе на Дальнем Востоке. Эта про­грамма отчасти связана с ре­шением демографических про­блем Дальнего Востока, где ка­завшийся бесконечным отток населения замедляется. Ресурс­ный потенциал Дальнего Восто­ка и системные меры государ­ства также позволяют говорить о формирующейся возможности обеспечить переход ДФО к иско­мой модели опережающего раз­вития. Пока прорыва не случи­лось, что требует дальнейших действий по преодолению отста­вания Дальнего Востока. При­мечательно, что опережение российской динамики все-таки происходит — в сфере добычи полезных ископаемых, где за ян­варь–октябрь ДФО показал рост на 3,2% против 2,2% по стране в целом. Наиболее мощный при­рост добычи связан с запуском новых месторождений на Кам­чатке и в Еврейской АО, но бла­годаря своему экономическому весу основным локомотивом ро­ста остается нефтегазовый Са­халин. Еще одним косвенным свидетельством работы государ­ства и бизнеса над новыми про­ектами можно считать сохране­ние объема строительных работ, который в ДФО остался пример­но на том же уровне, тогда как по стране в целом упал на 5%. Таким образом, в 2016 году ста­ли появляться новые результаты государственной политики, сви­детельствующие о постепенном формировании потенциала для превращения Дальнего Востока в локомотив роста российской экономики и об углублении ин­теграции России в АТР. Одна­ко выход на устойчивое разви­тие, включая и его социальную составляющую, займет еще дли­тельное время.

Дальний Восток: стратегический приоритет российского государства
© Известия