Метанолом травятся не только люди, но и автомобили

Генпрокуратура направила в свои структурные подразделения и отделения Роспотребнадзора 10 регионов страны требование проверить состав антифриза и тосола для автомашин, после того как Федерация автовладельцев России (ФАР) провела исследование охлаждающих жидкостей, выявившее в них огромные превышения по метанолу. Да-да, того самого ядовитого спирта, из-за которого в Иркутской области погибло более полусотни местных жителей. Как оказалось, ежедневно своей жизнью рискуют не только любители напитков покрепче и подешевле, но и обычные водители. Данные Союза производителей и потребителей автохимии (СППА) подтверждают засилье контрафакта на рынке, что может привести к очередной «метанольной» трагедии. РИСК ВОЗГОРАНИЯ РАСТЕТ - Генеральная прокуратура заинтересовалась проблемой. Мы удовлетворены ходом ее решения, - пояснил руководитель ФАР Сергей Канаев. - Но результата пока нет, поэтому нельзя говорить, что уже что-то изменилось. В сентябре Федерация автовладельцев России закупила 59 различных тосолов и антифризов в 10 регионах европейской части России (включая Москву и Подмосковье), у которых проверила ключевые параметры в сертифицированной лаборатории «Химическая экспертиза» в Обнинске. Результаты экспертизы оказались неутешительны. Из 59 образцов охлаждающей жидкости российского производства 27 антифризов и тосолов российского производства содержат метанол в концентрациях, превышающих предельно допустимые автопроизводителями значения. Казалось бы, в чем беда? Антифриз наши люди еще не пьют, а машины сдюжат. Но, как оказалось, это слишком легкомысленное рассуждение. Во-первых, пары метанола опасны для человека. Пострадавшие часто жалуются на головокружение, тошноту, туман перед глазами и резкое снижение остроты зрения. А во-вторых, наличие метанола приводит к закипанию в системе охлаждения автомобиля, что чревато не только дорогостоящим ремонтом, но и создает риск прямого возгорания, ведь пары метанола легко воспламеняются. - По нашим оценкам, общий объем некачественных метанольных охлаждающих жидкостей превышает 26% от всего рынка. Общий годовой объем рынка в рознице составляет более 45 млрд. рублей, то есть за год потребители покупают некачественных антифриза и тосола на 14 млрд. рублей, - поделился расчетами директор российского Союза производителей и потребителей автохимии Александр Сергеев. Причем от покупки опасных автомобильных расходников не застрахован никто. Тосолы и антифризы с метанолом продаются как в придорожных магазинчиках и на небольших автозаправках, так и в известных гипермаркетах и сетевых АЗС. УЖЕСТОЧИТЬ СТАНДАРТЫ Проблемы метанола в охлаждающих жидкостях обострились недавно. Во второй половине 2013 года вступили в силу техрегламенты Таможенного союза. Документ отменял жесткие советские стандарты и вводил новые. Вернее, новый - тосолы и антифризы теперь должны выполнять лишь требование по температуре начала кристаллизации жидкости, при которой она замерзает. Метанол это требование выдерживает с легкостью. По себестоимости метанол намного дешевле безопасного этиленгликоля: на сегодня литр метанола стоит 14 - 15 рублей, а этиленгликоля - 55. Неудивительно, что часть производителей автоохлаждающих жидкостей переориентировались на более дешевый вид технического спирта и начали «бодяжить» охлаждайку на основе метанола. Сейчас СППА пытается ужесточить стандарты на тосол и антифриз. А пока вся надежда на то, что проверки Роспотребнадзора и Генпрокуратуры напугают торговые сети, которые перестанут продавать продукцию метанольных дельцов. Да и внимание правоохранительных органов в этом вопросе, судя по всему, не панацея. Запрет на использование метанола в стеклоомывающих жидкостях существует с 2001 года. Люди его пили, гибли - власти вынуждены были ужесточить стандарты. Но незамерзайка с метанолом до сих пор пробивается к покупателю. И если раньше это была проблема российской глубинки, то теперь пирамиды разноцветных жидкостей с ядовитым спиртом можно увидеть на островках безопасности третьего транспортного кольца в Москве.

Метанолом травятся не только люди, но и автомобили
© Комсомольская правда