Вернули доверие пассажиров. Главные победы и разочарования Мосгортранса

27 декабря на улицы столицы вышли три новогодних трамвая, украшенных праздничными гирляндами, водители — настоящие Снегурочки и Деды Морозы. На таком наземном транспорте и ездить приятно. Еще один плюс в пользу выбора горожан, которые пересаживаются с личных автомобилей на автобусы, троллейбусы и трамваи. О том, почему еще москвичи меняют привычный уклад и чего ждать пассажирам в 2017 году, «ВМ» рассказывает генеральный директор Мосгортранса Евгений Михайлов.Люди столкнулись с реальностью: общественный транспорт сегодня совершенно не похож на тот, каким он был пять лет назад. Одна из причин такой метаморфозы в том, что в 2016 году Мосгортранс стал объективно работать стабильнее, а транспорт начал ходить регулярнее. Сегодня мы теряем только 6% рейсов! Несмотря на пробки, несмотря на заторы, мы смогли это сделать. Статистика и социологические опросы показывают, что горожане становятся к нам лояльнее: стоя в пробке в частном автомобиле и наблюдая за тем, как свободно автобус проезжает по выделенке в час пик, москвичи делают выводы. Они пересаживаются на общественный транспорт, пробуют, оценивают, делятся впечатлениями. Эти люди — основные драйверы повышения лояльности к Мосгортрансу. С каждым годом их становится все больше — так меняется портрет нашего пассажира. Например, очень большой поток на общественный транспорт привлек запуск выделенной полосы на Кремлевском кольце: до ее появления в среднем этим участком пользовалось около 85 тысяч пассажиров в день, сейчас — 127 тысяч. Конечно, кто-то из них сменил метро на автобус, но есть и такие, кто предпочел оставить машину в гараже. Уровень комфорта в частном автомобиле и в автобусе, конечно, никогда не будет одинаковым. Но с новым подвижным составом, бесплатным интернетом, вежливым водителем облик общественного транспорта круто меняется. И пассажиры это замечают. Самый безопасный транспорт Кремлевское кольцо — это очень важный проект, который вернул общественный транспорт на многие улицы в центре города. Только представьте: на некоторых из них его там не было около 20 лет! В этом плане мы являемся главными сторонниками введения платной парковки, ограничения количества транспорта в центральной части города. Это те меры, которые мы поддерживаем. К тому же общественный транспорт безопаснее иного средства передвижения. Хотя интенсивность движения за несколько последних лет увеличилась многократно, количество дорожно-транспортных происшествий с участниками общественного транспорта в столице снизилось на 20%. То есть в среднем на 1,5 миллиона километров пробега у нас всего один пострадавший в ДТП. Все дефекты — на совести поставщика Один из важнейших проектов 2016 года — это контракт жизненного цикла (КЖЦ) на 436 закупленных нами автобусов. Теперь в течение семи лет производитель должен обеспечивать бесперебойный выход на линию каждой поставленной машины, содержать и при необходимости оперативно ремонтировать подвижной состав. Раньше мы все ремонтировали сами. Но согласитесь, что автомобили в своих гаражах уже мало кто чинит — все едут в сервис. В случае с общественным транспортом должны применяться те же правила. В итоге мы оказались первыми в России, кто поставил такие жесткие условия компаниям. Конечно, где-то рискнули, но это решение было осознанным. Контракт жизненного цикла совершил революцию прямо на конвейере производителя. Теперь производитель не сможет оставить нас один на один с теми дефектами, которые могут быть выявлены во время эксплуатации: ему придется за них отвечать, нести риски и затраты. Кроме того, контракт снимает и проблему контрафактных запчастей. Это серьезный проект, который поменяет лицо общественного транспорта очень быстро. На следующий год планируем закупить еще 900 автобусов, из них 650 — по контракту жизненного цикла. В этом году мы отыграли конкурс на закупку 300 трамваев по КЖЦ. Причем поставщик будет обязан обслуживать подвижной состав не 7, а уже 30 лет. Трамвай — это сложный продукт, и мы заинтересованы в том, чтобы все риски стали рисками поставщика. Он должен думать, как сделать машину максимально надежной, чтобы за 30 лет она смогла исправно работать на столичных маршрутах. Кстати, первый образец такого трамвая (модель «Витязь-М») был представлен на выставке «ЭкспоСитиТранс-2016». Его характеристики полностью отвечают самым качественным европейским образцам. А ждать осталось недолго — уже в следующем году москвичи увидят новые трамваи на улицах. В течение следующих трех лет мы будем получать по 100 таких трамваев в год. Прощай, нелегальная Москва Был проделан большой труд по организации работы междугородних автовокзалов: в этом году удалось закрыть крупнейшую в России и СНГ точку, с которой в течение 20 лет совершали рейсы нелегальные автобусы. Очень помогли правоохранительные органы. Сейчас можно уверенно сказать, что скоро эпоха нелегальных перевозок в Москве будет закончена. Зачастую подпольные предприниматели просто не давали законопослушным бизнесменам заниматься своим делом. При этом они не предъявляли никаких требований безопасности к перевозкам пассажиров, не проводили технические осмотры подвижного состава, медицинские осмотры водителей перед рейсом. По сути, каждый день подвергали риску тысячи жизней. И пусть нелегальные перевозчики до сих пор пытаются вести свой бизнес, мы все равно их победим — это наша задача в преддверии Кубка конфедераций и грядущего чемпионата мира по футболу. Нас ждет огромное количество иностранных туристов, поэтому Москва должна быть как можно скорее очищена от нелегалов. К тому же пассажирам самим приятнее приезжать на чистый, ухоженный автовокзал и не беспокоиться о том, как пройдет их поездка. Поражаем иностранных экспертов В начале декабря Москва в рамках выставки «ЭкспоСитиТранс» принимала ведущих экспертов мира в области общественного транспорта. Это порядка сотни человек — профессионалов своего дела, не имеющих отношения к политике и, откровенно говоря, не ожидавших увидеть столь динамично развивающийся город. Все они единодушно признали, что Москва — первая по скорости внедрения изменений, улучшающих качество жизни: платные парковки, строительство метро, запуск Московского центрального кольца, выделенные полосы, система информирования, билетное меню. Все эти проекты были оценены очень позитивно. Эксперты, все как один, были поражены объемами транспортного строительства. Кроме того, у нас самые большие показатели по доле перевозок. Это то, к чему стремится Европа. Мы убедились в том, что Москва больше не является городом, который учится. Теперь наработанный опыт столицы рассматривают в качестве кейса. Москву изучают гораздо чаще, чем она изучает другие города. Могу с уверенностью сказать, что количественный объем изменений перерос в качество. С точки зрения изменения городского пространства наша столица — интереснейший полигон. Незаметный пилот проследит за водителем Несколько лет назад мы ввели систему предрейсового осмотра водителей, а в прошлом году полностью ее автоматизировали. Таким образом значительно повысилась безопасность пассажирских перевозок: водители со скрытыми заболеваниями больше не подвергают риску тех, кого они везут. Теперь мы планируем внедрить и систему «Штурман» в полном объеме. Она будет контролировать тех людей, которые находятся в зоне риска (например, с сердечно-сосудистыми заболеваниями) во время работы на линии. Эта система онлайн-мониторинга тестировалась в течение 12 недель на десяти транспортных средствах. Информация об ухудшении физического состояния или стрессе мгновенно отображалась в кабинах водителей, а сигнал об изменениях направлялся в диспетчерскую. На основании этих данных дежурный мог принимать решения о замене водителя. В итоге «Штурман» позволил почти в 2,5 раза уменьшить время нахождения водителей в «заторможенном» состоянии и сократить время пребывания в состоянии чрезмерного возбуждения более чем в 2 раза. То есть пилотный проект показал, что с этой системой удалось значительно снизить количество потенциальных аварий. Сам «Штурман» представляет собой датчик, который надевается на ушную раковину и считывает информацию о температуре тела, частоте ударов сердца и так далее. Он изготавливается по слепку уха и не создает дискомфорта водителю. В следующем году такие датчики получат все водители, которые в них нуждаются. Электробус выйдет на улицы столицы Зимой мы начинаем тестировать сразу два электробуса: сделанный в Белоруссии на заводе «Белкоммунмаш» — Е433, и российский электробус марки ЛиАЗ-6274. Очень важно провести испытания в самые холодные и жаркие месяцы. Любопытно, как они поведут себя в морозы или во время цветения, когда пух может забивать вентиляционные отсеки. С учетом проведенных испытаний мы подготовим техническое задание, которое будет максимально отвечать запросам горожан по комфорту и безопасности. Разочарование года То, почему мы так интенсивно занимаемся электробусами, напрямую связано с сильнейшим разочарованием 2016 года — троллейбусом. В августе мы должны были получить от компании «Тролза» партию современных машин. Не просто новых, а качественных. На дворе — конец декабря, и мы даже не представляем, когда производитель поставит нам обещанный подвижной состав. Самый главный миф, который преследует всех неравнодушных, заключается в том, что троллейбус — это современный вид транспорта. Как инженер я могу с уверенностью заявить: тот троллейбус, который сейчас производится на просторах стран бывшего СНГ, аналогичен тому, что собирали 30 лет назад. К сожалению, с точки зрения инноваций наши предприятия не смогли ничего придумать. Технологически их машины можно сравнить с первыми «жигулями», которые упаковали в более современный кузов. У нас был проект по самостоятельной сборке троллейбуса, но мы столкнулись с непреодолимой проблемой — комплектующие подходящего качества: поставщики — кустарные производители, которые практически на коленках сваривают детали. Поэтому говорить о сборке качественного подвижного состава здесь не приходится. Однако москвичи любят троллейбус и искренне не понимают, почему мы не занимаемся обновлением. Ответ кроется в том, что мы физически не можем тратить деньги на то, что только внешне кажется красивым, а на деле оказывается бракованным товаром. Сейчас мы находимся в такой ситуации, когда отечественный троллейбус и его производители фундаментально не способны сделать качественный продукт. Кроме того, невозможно найти альтернативу на российском рынке, потому что из всех производителей этих машин остался только один. Причем он совершенно не хочет работать над качеством. В «Тролзе» считают, что мы должны покупать не то, что нам нужно, а то, что они в силах сделать. Задел на будущее Однако если опустить неудачу с троллейбусом, то можно сказать, что в этом году у нас многое получилось. Но, безусловно, хочется, чтобы было выполнено больше. Ведь на то я и руководитель, чтобы всегда ставить высокую планку и стремиться к ней. Тем не менее предприятие развивается очень позитивно. Идет серьезная работа по подготовке объектов к ЧМ-18. Кроме того, проводим модернизацию на СВАРЗе, нашем ремонтном заводе. В апреле запустим цех по ремонту двигателей. А в марте откроем современный склад запасных частей. Единственное, чего хочется, — чтобы все было быстро. Знаете, как в онлайн-игре: на кнопку нажал — и у тебя уже построено новое здание. Все же итогами этого года я обнадежен — огромный задел уже есть на будущее. За текущий год впервые в истории московского трамвайного движения мы реконструировали свыше 50 километров путей, построили больше 60 высоких платформ, и эта работа будет продолжена. Кстати, на следующий год запланирована большая программа по обособлению трамвайных путей. Сейчас обособлено 60 процентов — 244 километра. У трамваев огромный потенциал с точки зрения перевозок, но для этого им необходима чистая улица, чтобы не стоять в пробках. Сейчас в Мосгортрансе один из самых молодых парков среди мегаполисов. Мы же являемся и самым экологичным предприятием Москвы. Критиков не боимся, но с виртуальными войсками не боремся За тем, что пишут о Мосгортрансе в социальных сетях, я, честно сказать, слежу. К тому же достаточно большое количество наших сотрудников сами ведут блоги. Тем не менее в соцсетях очень много эмоций и безответственности и мало конкретики, поэтому в споры не вступаем. Невозможно вести предметную дискуссию в виртуальном пространстве: там любая беседа превращается в демагогию и оскорбление людей. С другой стороны, в соцсетях подают сигналы о возникших проблемах. Например, люди жалуются на нерегулярное движение автобуса. Мы это отслеживаем и стараемся понять причину. Исходя из анализа, выясняем, можем ли повлиять на проблему, и если нет, то выясняем, кто может. Кроме того, на просторах соцсетей мы всегда стараемся рассказывать о позиции Мосгортранса, доносить ее до москвичей. Так, в следующем году мы будем через мессенджеры развивать систему онлайн-информирования. Трамвай «Новогоднее желание» В прошлом году в канун Нового года мы запустили наш первый праздничный трамвай: он был весь нарядный, красивый, в гирляндах. Сколько людей к нам обращались с благодарностью! При этом мы получали и жалобы. Москвичи требовали: скажите нам, когда трамвай поедет по нашему маршруту! Представляете, горожане специально приезжали на Чистые пруды, чтобы на нем прокатиться. Поэтому на этот раз мы решили сделать три таких трамвая и отправить их в разные районы города, чтобы их увидели как можно больше горожан. При этом их маршруты будут периодически меняться, чтобы праздничная атмосфера пришла в каждый дом. Как и в прошлом году, для участия в проекте были выбраны двухвагонные составы, каждый из которых украшен 10 тысячами светодиодных лампочек. Это действительно очень хорошая история: сам в прошлом году катался на таком трамвае и заметил, как прохожие начинали невольно улыбаться при виде такого рождественского транспорта. Но, как вы понимаете, главный приоритет для нас — обеспечить комфортные и безопасные перевозки пассажиров. Праздник детям с доставкой Мосгортранс много лет подряд доставляет юных зрителей на Кремлевскую елку. Праздничное событие пользуется огромной популярностью, и наша задача — обеспечить максимально комфортный и безопасный проезд его гостей. В этом году мы планируем перевезти около пяти тысяч посетителей главной елки страны, прибывших из разных регионов. В перевозке делегаций задействованы до 660 водителей и более 300 комфортных автобусов, полностью приспособленных для проезда детей. При подготовке к работе с юными пассажирами специальный транспорт проходит тщательный технический контроль, а перед выходом на линию — техосмотр и санитарную обработку. Особое внимание уделяется подбору и инструктажу задействованных водителей. На территории автобусных парков организованы отдельные охраняемые стоянки. Для эффективного управления движением создан оперативный штаб и организовано круглосуточное дежурство ответственных сотрудников. ЦИФРЫ ■ Пятый год подряд ГУП «Мосгортранс» становится лидером рейтинга прозрачности закупок; ■ 20 миллионов москвичей воспользовались обновленными маршрутами со дня запуска сети «Магистраль» в центре города; ■ На 20 процентов сократилось число аварий с автобусами по вине водителей Мосгортранса с начала 2016 года; ■ По территории Троицкого и Новомосковского округов проходят трассы 55 маршрутов ГУП «Мосгортранс», ежедневно ими пользуются порядка 180 тысяч пассажиров; ■ 17-й автобусный парк — самый молодой среди автобусных парков других мегаполисов мира; ■ Начиная с 2010 года Мосгортранс приобрел 5998 новых автобусов. В том числе в этом году купили 1058 машин; ■ Доля автобусов высоких экологических классов «Евро-4», «Евро-5» — выше 70 процентов. ■ В данный момент общественный транспорт Москвы выполняет 94 процента запланированных рейсов. Четыре года назад эта цифра была 89 процентов. ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Как будут охранять общественный порядок в новогодние праздники В преддверии новогодних каникул в Москве намечается множество различных мероприятий, на которые прибудут много гостей из различных регионов. Об обеспечении общественного порядка рассказал начальник Управления охраны общественного порядка столичного главка МВД полковник полиции Владимир Домашев (далее...)

Вернули доверие пассажиров. Главные победы и разочарования Мосгортранса
© Вечерняя Москва