Новосибирск претендует на пассажиров севера УрФО В 2017 году значительно сократится количество субсидируемых маршрутов из аэропорта Кольцово (Екатеринбург), но увеличится в аэропорты севера Уральского федерального округа (УрФО) из других городов. Информация об этом опубликована на сайте Росавиации. Эксперты связывают эту тенденцию с повысившейся активностью новосибирского аэропорта Толмачево, который пытается оттянуть из Кольцово часть транзитных пассажиров из северных регионов. В перечне субсидируемых маршрутов в 2017 году, опубликованном на сайте Росавиации, значится только три маршрута из Екатеринбурга: в Калугу (один рейс в неделю), Липецк (два рейса в неделю) и Томск (три рейса в неделю). Все они софинансируются властями принимающих регионов. В прошлом году, по данным Росавиации, под субсидии попадали маршруты из Екатеринбурга в 16 городов, из них девять софинансировались Свердловской областью, еще три – совместно с другими регионами. Из списка субсидируемых исчезли маршруты в Белгород, Волгоград, Воронеж, Казань, Красноярск, Надым, Нижневартовск, Нижний Новгород, Новый Уренгой, Ноябрьск, Омск, Сыктывкар, Пермь, Урай. Аналогичная ситуация сложилась в Тюменской области. В перечень субсидируемых попали пять направлений из Тюмени: в Омск, Стрежевой, Усинск,Томск, Уфу. На всех направлениях предполагается два рейса в неделю, последние два направления софинансируются Тюменской областью. В перечне 2016 года значится 12 маршрутов, из которых десять софинансировались тюменскими властями. Вместе с тем, увеличилось количество субсидируемых рейсов из российских городов в города севера УрФО. Если в 2016 году субсидировались перелеты из четырех российских городов (Бугульма, Новосибирск, Пермь, Уфа) в четыре северных города (Нижневартовск, Сургут, Ноябрьск и Ханты-Мансийск), то в 2017 году планируется увеличить и географию полетов и количество рейсов. Так планируется субсидировать рейсы из Казани, Красноярска, Норильска, Омска. В список «принимающих» городов попали Новый Уренгой и Салехард. Наиболее ощутимо планирует нарастить количество субсидируемых маршрутов Новосибирск. Если в 2016 году субсидировались только рейсы в Сургут, то в 2017 к ним добавятся Нижневартовск (четыре рейса в неделю), Новый Уренгой (два рейса в неделю), Ноябрьск (два рейса в неделю) и Ханты-Мансийск (один рейс в неделю). С Сургутом частота увеличится до пяти рейсов в неделю. В пресс-службе министерства транспорта Свердловской области отметили, что в следующем году планируют субсидировать из регионального бюджета маршруты до Томска и Барнаула. «Отметим, что решение о маршрутах и их количестве принимается Росавиацией, в том числе исходя из заявок авиакомпаний», — отметили в пресс-службе. Связаться с департаментом общественной связи Тюменской области не удалось. Независимый авиационный эксперт Андрей Крамаренко подчеркивает, что федеральная программа субсидирования призвана привлечь пассажиропоток на определенные направления и вывести их на самоокупаемость. «Как правило, она рассчитана на один-два года. Если за это время пассажиропоток на определенном направлении не формируется, то направление исключают из программы, маршрут закрывается», — объяснил эксперт. Он предположил, что, так как Екатеринбург был «среди пионеров в программе субсидий», часть маршрутов из списка субсидируемых в этом году (в первую очередь это касается северных регионов) перешли в разряд коммерческих, другие закрылись. Господин Крамаренко также добавил, что увеличение количества маршрутов из Новосибирска в города севера УрФО связано с соглашением авиакомпании «Сибирь» с региональными властями и приобретением новых самолетов. «Часть из них будет базироваться в новосибирском аэропорту Толмачево (входит в группу «Новапорт»). Это позволяет открыть много новых направлений и увеличить частоту существующих. Таким образом, новосибирский аэропорт пытается отобрать тот хлеб, которым долго кормилось «Кольцово»», — отмечает эксперт. Он поясняет, что екатеринбургский аэропорт замкнул на себе трансферные перевозки платежеспособного населения севера Тюменской области, однако по некоторым направлениям северянам будет быстрее и удобнее использовать новосибирский аэропорт. «Екатеринбург больше ориентирован на западное направление и Юг России, в то время как Новосибирск может оттянуть часть «северных» пассажиров, направляющихся на Дальний Восток или в Азию», — считает эксперт. В пресс-службе екатеринбургского аэропорта «Кольцово» (входит в холдинг «Аэропорты регионов») добавили, что авиакомпании еще формируют свои планы на 2017 год и не стали комментировать ожидаемое сокращение или увеличение количества маршрутов. Алена Тронина

Транзит смещается на Восток
© Коммерсантъ в Екатеринбурге