Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Расходы госмонополий на всех не делятся

Правительство ограничит их тарифы за счет контроля инвестпрограмм
Расходы госмонополий на всех не делятся
Фото: КоммерсантКоммерсант
В правительстве не согласны финансировать инвестпроекты госмонополий за счет роста тарифов для всей экономики и хотят жестче регулировать их инвестпрограммы объемом 1,2 трлн руб. в год. Поправки к законам о естественных монополиях и об электроэнергетике фактически запретят госмонополиям покупать доли любых компаний и размещать деньги на депозитах без санкции Белого дома. Документ вызвал много споров на заседании комитета по экономполитике -- для его правок уже создана рабочая группа с участием , и .
10 февраля Госдума рассмотрит в первом чтении поправки Белого дома к законам "О естественных монополиях" и "Об электроэнергетике" -- по ним инвестиции госмонополий, включая вложения в ценные бумаги и уставные капиталы компаний, выдачу займов и кредитов и депозиты в банках, должны проводиться только в соответствии с утвержденными инвестпрограммами. Также предлагается ввести технологический и ценовой аудит (ТЦА) проектов в рамках инвестпрограмм. Правила одобрения инвестпрограмм и ответственные ведомства определит Белый дом. Проекты подзаконных нормативных актов ко второму чтению представит Минэкономики, пообещал замглавы ведомства .
В части инвестпрограмм новшества затронут "Транснефть", РЖД, "Газпром" и . Фактически новое регулирование нацелено на сокращение возможностей госмонополий бесконтрольно финансировать инвестпроекты за счет тарифов, влияющих на экономику в целом. Иллюстрируя ситуацию, господин Подгузов отметил, что с 2000 по 2016 годы цены на газ увеличились в 15 раз, на железнодорожные перевозки -- в десять раз, на водо- и теплоснабжение -- в 28 раз, а промышленные цены -- только в шесть. Не привел рост тарифов госмонополий и к обновлению инфраструктуры -- доля оборудования за пределами нормативных сроков службы достигла 45-50%. "Экономика через тарифы оплачивает весь объем расходов (монополий.-- "Ъ")", -- заявил чиновник.
Сейчас контроль их инвестпрограмм -- "фрагментарный": согласовывает инвестпрограмму "Россетей" при участии Минэкономики, а правительство -- программу РЖД. По данным Росстата, в 2015 году объем вложений монополий в отраслях, где не нужно согласовывать инвестпрограммы, составил около 1,2 трлн руб., из них в железнодорожных перевозках -- 373 млрд руб., в транспортировке нефти и нефтепродуктов -- 268 млрд руб., в транспортировке газа -- 255 млрд руб.
Проект Минэкономики был одобрен правительственной комиссией еще летом. Тогда же замглавы направлял в Белый дом сходные предложения о согласовании инвестпрограмм с правлением ФАС, чтобы контролировать рост тарифов -- но в Думу в итоге внесли проект Минэкономики. Как сообщил "Ъ" глава комитета Госдумы по экономполитике Сергей Жигарев, для работы над правительственным проектом в парламенте организуют специальную рабочую группу, в нее войдут и представители РЖД, "Транснефти", "Газпрома" и возможно -- . В комитете настаивают, что необходима доработка документа -- он носит рамочный характер.
Собеседник "Ъ" на энергорынке отметил, что обсуждений вопроса в ФАС и Минэнерго о включении финансовых инвестиций в тарифные решения не было, учет дивидендов также не предусматривается в тарифных решениях. Проект требует серьезной доработки, считает он. Другой собеседник "Ъ" в энергетике отметил, что нужно четко разделить инвестиции и текущую финансовую деятельность: учет в инвестициях краткосрочных депозитов, скорее всего, вызовет сложности у компаний.
Госкомпании же, формально не являющиеся госмонополиями, поправки Минэкономики затронут "исключительно в части необходимости выполнения технологического и ценового аудита по новым правилам", отметил первый замгендиректора : правило о ТЦА коснется всей отрасли. Конкретные последствия в компании не комментируют, отмечая, что "РусГидро" с 2013 года уже проводит аудит своих крупных инвестпроектов. Централизованно же ТЦА сейчас проводится только в строительстве с госучастием -- в 2017 году под него попадут проекты дороже 3 млрд руб., а в 2018 году планка опустится до 1,5 млрд руб.
В остальном в отношениях государства с госкомпаниями, формально не являющимися монополистами, на прошлой неделе развивался встречный тренд. Еще в апреле 2016 года Белый дом обязал их выплачивать в качестве дивидендов 50% чистой прибыли -- но для ряда компаний "были приняты индивидуальные решения", отмечал ранее глава . В 2017 году Минфин рассчитывал вновь потребовать от госкомпаний половину прибыли по МСФО -- но на прошлой неделе проект вернули в Минфин на доработку, а на Давосском форуме о том, что Белый дом продолжит принимать "индивидуальные решения", заявил первый вице-премьер . Новый законопроект, отметим, дает Белому дому такую возможность -- и хотя сказать заранее, как это скажется на будущих поступлениях в бюджет, сложно, ранее господин Силуанов отмечал, что в 2016 году госкомпании должны были выплатить дивиденды в размере 483 млрд руб., а выплатили менее 400 млрд руб.