Официальная статистика отрезвила россиян: употребление алкоголя на душу населения снизилось на треть за последние девять лет. Но отраслевые эксперты не разделяют оптимизма Минздрава. По их мнению, в России пьянствуют, как и раньше. «Лента.ру» выяснила, где здесь ложь, а где статистика.

Залили глаза, или Где ложь, а где статистика
© ТАСС

Надо меньше пить

Россияне продолжают злоупотреблять спиртным. Даже по официальной статистике потребление абсолютного алкоголя (в пересчете на условный 100-процентный спирт) в России на душу населения превышает ограничения Всемирной организации здравоохранения — свыше 10 литров в год (рекомендуется не более восьми). Но в последние годы наметилась положительная тенденция, уверены в Роспотребнадзоре. По подсчетам ведомства, с 2009 года потребление алкоголя в России снизилось на треть. Аналогичные данные ранее приводил Минздрав. Шесть лет назад на каждого гражданина страны приходилось 15 литров спиртного. В Роспотребнадзоре отмечают, что за этот период на 30 процентов уменьшилось число острых отравлений алкогольной и спиртосодержащей продукцией, на 37 процентов снизилось количество больных, взятых под диспансерное наблюдение с впервые установленным диагнозом «алкоголизм». Алкоголиков, состоящих на учете в лечебно-профилактических организациях, теперь почти на четверть меньше. Позитивные изменения связаны с мерами по ограничению розничной продажи алкопродукции, установлением минимальных цен на алкоголь и запретом его рекламы, считают в Роспотребнадзоре. Судя по всему, политика борьбы с пьянством продолжится: в январе в Минфине сообщили, что минимальная розничная цена водки в 2017-м может вырасти до 205-210 рублей против нынешних 190 рублей за 0,5 литра.

Ушли в подполье

С одной стороны, все эти меры действительно должны стимулировать снижение употребления алкоголя. С другой, отраслевые эксперты отмечают переход населения на нелегальную продукцию и спиртосодержащие жидкости. «Запретительные меры привели к аварийному росту подпольного рынка. Он сейчас составляет от 40 до 50 процентов», — говорил Национальной службе новостей (НСН) главный редактор портала «Алкоголь.ру» Михаил Смирнов. Эксперт пояснил, что официальная статистика объективно не отражает ситуации, поскольку опирается на данные Единой информационной системы учета объема производства и оборота алкогольной продукции (ЕГАИС). По его мнению, потребитель уходит в подполье, злоупотребляет суррогатами из-за дорогой водки и внедрения ЕГАИС. «Проще купить подделку. Вот и возникают разные спиртосодержащие жидкости, "Боярышник" тот же самый», — отмечает эксперт. Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз оценивает уровень потребления алкогольной продукции в России примерно в 13 литров спирта на человека ежегодно. Он утверждает, что никакого улучшения в этом плане не наблюдается уже лет 15. Если говорить о крепком алкоголе, в России, а также соседних Украине и Белоруссии, по словам Дробиза, пьют примерно одинаково — около 14 литров на человека 40-градусной продукции в год. В 2016 году в легальной рознице, по данным Росстата, было куплено на душу населения по 7,7 литра водки, ликеро-водочных изделий, коньяка, бренди, виски и других крепких напитков. «Значит, около 6,3 литра минимум приобретено нелегально. Они раскладываются так: около 1,5 литра нелегальной полукустарной водки по 100 рублей в нелегальной рознице и 4,8 литра — заводских и кустарных суррогатов», — подсчитал Дробиз. По его оценке, из 4,8 литра на человека около 3,1 литра — это нелегальная продукция, выпущенная на ликеро-водочных заводах. Причем россияне выпивают еще примерно два литра в год на душу населения непищевых спиртосодержащих жидкостей типа «Боярышника» и 1,4 литра самогона. «На сегодняшний момент рынок крепкого алкоголя в России стабилен», — подтверждает директор по работе с глобальными компаниями «Nielsen Россия» Марина Лапенкова. Большую часть — около 85 процентов в натуральном выражении — занимает водка. Продажи, по словам Лапенковой, снижаются «за счет перетекания объемов из среднего сегмента в дешевый и стабилизации минимальной розничной цены». О высокой доле нелегального алкоголя, качество которого никто не контролирует, говорят не только эксперты, но и чиновники. Так, в середине января министр промышленности и торговли Денис Мантуров сообщил, что объем теневого рынка алкоголя достигает 50 процентов.

Откалибровали индекс

В пресс-службе Минздрава уточнили, что выводы о снижение потребления алкоголя в России основаны на официальной статистике и фиксируются специальным индексом, отражающим «уровень потребления крепких напитков, включая нелегальные». Как изменился этот индекс за последние 9 лет, в министерстве не пояснили. «Слабоалкогольные напитки в меньшей степени коррелируют со смертностью, поэтому используются данные по розничной продаже этих товаров, специальным образом калиброванные», — сообщили в Минздраве. В Роспотребнадзоре на запрос «Ленты.ру» не ответили. Нужно признать, что в последние годы российские чиновники действительно приняли существенные меры по борьбе с пьянством и нелегальным оборотом спиртного. Это не только запрет рекламы, ограничение торговли вблизи школ и больниц, продажа алкоголя только при предъявлении паспорта. Ведется пропаганда (пусть и довольно вялая) здорового образа жизни, в 2016 году внедрена ЕГАИС, растут акцизы. Впрочем, последнее скорее на руку Минфину, который ищет новые источники пополнения госказны, чем Минздраву. А производители традиционно и ожидаемо выступают против повышения акцизов. В частности, директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям «САН Ин ев» Ораз Дурдыев считает повышение акцизов одной из причин сокращения рынка качественного алкоголя и «переключения населения на нелегальный некачественный алкоголь, контрафактные спиртосодержащие жидкости и суррогаты». Однако принимаемые властями меры пока не дают желаемого результата — рынок нелегального алкоголя по-прежнему слишком большой. Вразрез с официальной статистикой идут и данные о резком росте продаж самогонных аппаратов.

Война на поражение

Тот факт, что борьба российских чиновников с употреблением суррогатного алкоголя терпит фиаско, подтверждается вопиющим случаем с массовым отравлением людей в Иркутске спиртосодержащим концентратом для ванн «Боярышник», когда погибли более 70 человек. ЧП с «Боярышником» вызвало временный всплеск активности чиновников и контролирующих органов, за которым последовал такой же временный запрет на розничную торговлю непищевой спиртосодержащей продукцией. «За месяц действия запрета количество отравлений алкогольной продукцией снизилось на 33 процента, а летальных исходов — на 65 процентов», — говорилось в сообщении Роспотребнадзора. В январе 2017 года ведомство продлило запрет на 90 дней. Рынок алкогольной продукции по объему контрафакта находится на первом месте в потребительском сегменте, далее идут одежда и косметика, констатирует директор аналитического департамента «Альфа-Форекс» Андрей Диргин. И потребление именно контрафактного алкоголя, по его словам, продолжает расти. «Можно возразить — наркологи утверждают, что число алкогольных отравлений снизилось на 30 процентов. Но здесь причина кроется в том, что и сам контрафактный алкоголь уже вышел на новый уровень: его разливают не в антисанитарных подвальных помещениях, а на тех же заводах, где выпускают сертифицированную продукцию. Только во "внеурочное" время», — говорит эксперт. Причиной высокого потребления некачественной алкогольной продукции он называет снижение реальных доходов населения. По оценке Высшей школы экономики, показатель падает уже 25 месяцев подряд. К тому же ситуация на рынке труда в целом оставляет желать лучшего: сотрудники вынуждены соглашаться даже на «серые» зарплаты, поскольку альтернативой им является увольнение. В таких условиях роста спроса на качественный алкоголь ожидать не приходится, резюмирует Диргин. По мнению руководителя группы «Алкоэксперт» Юрия Юдича, при таком размере нелегального алкорынка данные официальной статистики можно считать весьма условными — слишком велика погрешность от «неучтенки». Эксперт отмечает, что переход населения на некачественный нелегальный алкоголь происходит на фоне общей экономической ситуации в стране и ужесточения контроля за легальными производителями. В частности, из-за подорожания качественного спиртного и значительного сокращения розничной сети. «Объем "неучтенки" сокращается за счет ЕГАИС. По водке даже был небольшой рост [производства], поскольку ЕГАИС обелила какую-то часть рынка, но проблемы с внедрением системы все еще есть», — говорит он. По его словам, увеличению легального сегмента будет способствовать не усложнение системы контроля, а, напротив, либерализация отрасли. Ситуация улучшится, если власть «прекратит прятать голову в песок» и делать вид, что проблемы с «боярышниками» не существует. В России сложился дисбаланс: до предела зарегулировали легальных производителей, а нелегалов не замечают вообще и оставляют их на усмотрение местных силовых структур, резюмирует эксперт.