МЭР одобрило законопроект об интернет-агрегаторах

Министерство экономического развития одобрило законопроект Роспотребнадзора об агрегаторах товаров и услуг (включая Яндекс.Маркет), который обязывает такие сервисы давать потребителям исчерпывающую и достоверную информацию о товарах. Об этом RT рассказали в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), информацию подтвердили в Минэкономразвития. Законопроект также вводит ответственность для агрегатора в том случае, если потребитель по его вине был введен в заблуждение и в связи с этим понёс денежные потери. Министерство экономического развития одобрило законопроект Роспотребнадзора об агрегаторах товаров и услуг (текст заключения есть в распоряжении RT), обязывающего предоставлять потребителям исчерпывающую и достоверную информацию о товарах, а также вводящий наказание для агрегатора за ущерб, причинённый потребителю неисполнением этой нормы. О положительном решении Минэкономразвития RT сообщили в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), участвующей в согласовании законопроекта (есть в распоряжении RT). Информация об одобрении поправок от министерства была получена АКИТ 26 января. Документ прошел длительную фазу согласования с заинтересованными сторонами, включая компанию «Яндекс». Президент АКИТ, глава подгруппы «Интернет+торговля» при президенте России Алексей Фёдоров рассказал RT, что сейчас потребители сталкиваются со множеством проблем — переходят с агрегаторов на мошеннические сайты, которые устанавливают более низкие цены при наличном расчёте, не возвращают товар, изменяют цену во время доставки, нарушая права потребителей. Летом 2016 года Роспотребнадзор подготовил проект изменений в закон «О защите прав потребителей», который вводит понятие агрегатора товаров и услуг (например, «Яндекс.Маркет»), а также обязывает сообщать потребителю исчерпывающую и достоверную информацию о товаре. В противном случае, как следует из проекта закона, агрегатор несёт ответственность за реальный ущерб в пределах суммы предоплаты. Под агрегатором понимается интернет-сервис, который аккумулирует информацию о предлагающихся в Сети товарах или услугах, а также выступает фактическим посредником между покупателем и продавцом. Посредством интернет-платформы покупатель заключает с продавцом договор купли-продажи и может внести предоплату на банковский счёт продавца. «На основе проведённой оценки регулирующего воздействия проекта акта с учётом информации, представленной разработчиком в сводном отчёте, Минэкономразвития России сделало вывод о достаточным обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования», — говорится в заключении. В документе отмечено, что проект Роспотребнадзора не вводит избыточных обязанностей, запретов или ограничений для потребителей или бизнеса, а также не приведёт к возникновению необоснованных расходов. В заключении добавили, что были проведены консультации в том числе с АКИТ и ООО «Интернет Решения» (владелец Ozon.ru). В пресс-службе Минэкономразвития RT подтвердили согласование документа, отметив, что на него было «дано положительное заключение». «Агрегаторы товаров и услуг отождествляют магазины со своей площадкой, поэтому покупатели им доверяют, — продолжает глава АКИТ Алексей Фёдоров. Агрегаторы давно стали полноценными игроками рынка онлайн-коммерции, поэтому они обязаны отвечать за качество того контента, которое присутствует на площадках. Если интернет-магазин не исполнит свои обязательства перед покупателем, логично, что отвечать должна та сторона, которая принимала деньги», — говорит Фёдоров. Он добавил, что законопроект Роспотребнадзора станет актуальной превентивной мерой защиты потребителей, а бизнес-модель агрегатора будет набирать популярность и дальше, «ведь покупателю удобно в одном месте видеть многообразие всех возможных предложений». В пресс-службе «Яндекса» RT сообщили, что действующая версия законопроекта, разработанная в июле 2016 года, с компанией согласована и у неё к поправкам претензий нет. Директор экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков рассказал RT, что покупатель часто получает не то, что ему нужно. Кроме того, крупнейшим агрегаторам товаров и услуг имеет смысл объединиться в саморегулируемую организацию (СРО). «Государство же должно создать базовый набор правил, от которых такая СРО будет отталкиваться, — говорит Калмыков. — Можно разработать логотип качества СРО и выдавать его всем онлайн-магазинам, которые агрегируют участники СРО. И потребитель будет понимать, что это не очередной сомнительный магазин, а действительно серьёзная компания, продукция которой официальная и поставляется легально».

МЭР одобрило законопроект об интернет-агрегаторах
© РИА Новости