В Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) есть всего 6,8% сведений о границах между регионами (26 из 380), 46% – о границах муниципальных образований и 14% – населенных пунктов, сообщил представитель Росреестра (см. врез). С 1 января работа с данными Росреестра кардинально изменилась: вместо Единого государственного реестра прав собственности и Государственного кадастра недвижимости со сведениями о технических параметрах появился ЕГРН. Установление границ между регионами – обязанность региональных органов власти, уточняет Росреестр, сама служба только вносит поступающие от них данные. Администрации соседних регионов должны согласовать между собой общую границу и передать пакет документов в Росреестр. Установление границ расширит налоговую базу регионов, поскольку вовлечет в оборот земли, следует из сообщения Росреестра. Это очень сложная задача и дело не только в том, что расходы на кадастровые работы лежат на регионах, замечает президент НП «Экспертный совет» Алексей Каминский. Есть много спорных территорий, а порядка разрешения споров нет – этот вопрос может выноситься и на федеральный уровень, объясняет он. Отсутствие границ создает риски для частных собственников, которые приобрели недвижимость после изменения границ: если участок был приобретен у одного региона, а затем перешел в другой, сделка может быть признана недействительной, говорит директор департамента налогового и юридического консультирования Consul Group Михаил Краснов. Владельцы пограничных участков просто не понимают, к властям какого региона им обращаться, но часто этого не понимают и сами власти, сказал Каминский. Из-за такой неопределенности сделок с участками на границах регионов и городов почти не бывает, отмечает Краснов. Много споров может быть вокруг границ новой Москвы, предупреждает он.

Смутные границы
© Ведомости