Золотая жила. Как «родственница» Сбербанка планирует сколотить состояние на BigData

Оператор фискальных данных контрольно-кассовой техники (ККТ) «Платформа ОДФ» планирует запустить сервис на основе Big Data (больших данных), рассказал в феврале 2017 года гендиректор компании Антон Румянцев. Компания будет собирать данные о покупках, которые проходят через обслуживаемую ею контрольно-кассовую технику, анализировать их и продавать клиентам агрегированную аналитику в различных разрезах. Потребителями этих данных в компании видят владельцев магазинов – и тех, чьи кассы обслуживаются у самой «Платформы ОФД», и сторонних. Ритейлеры смогут получать аналитику по покупкам отдельно в своих магазинах, а также агрегированные данные по регионам. Например, клиент сможет увидеть, сколько каких товаров было продано в его магазинах за определенный отрезок времени, какова средняя цена на тот или иной товар в регионе, какие товары пользуются наибольшим спросом в разное время для и многое другое, объясняет Румянцев. Используя эти данные, ритейлер сможет понять, почему какой-то товар у него плохо продается, на какой товар цену имеет смысл снизить или наоборот повысить, делать специальные акции для клиентов. Аналитику можно использовать и для предоставления персонифицированных предложений покупателю. Если он расплатился за товар банковской картой, данные о карте и ее владельце не поступают к оператору – он получает обезличенную информацию о покупках. Однако идентифицировать покупателя можно по карте лояльности. Сопоставив время предъявления карты лояльности на кассе и товара, который был куплен ровно в то же время на этой кассе, можно определить, кто именно его купил. Анализируя покупки, которые совершает этот человек, можно формировать лично для него интересные предложения. С 1 июля 2017 года организации и большинство индивидуальных предпринимателей должны использовать только контрольно-кассовую технику нового поколения - онлайн-ККТ. По состоянию на начало 2017 года «Платформа ОФД» выиграла несколько тендеров на обслуживание в общей сложности более 100 тысяч единиц ККТ. Наибольший объем подключений идет от крупного и среднего ритейла. С «Платформой ОФД» на начало года работают более 100 сетей такого уровня. В их числе – Mascotte, «Теремок», «Ингосстрах», «Ноу-Хау», Thomas Muenz, Zenden и др. К 1 июля в компании ожидают получить на обслуживание уже порядка 400 тыс. единиц ККТ, рассказал Антон Румянцев TAdviser. Он отметил в разговоре с TAdviser, что его компании сначала необходимо обеспечить подключение клиентов в рамках этого этапа, после чего «Платформа ОФД» планирует запустить аналитические сервисы. Создавать и поддерживать собственные аналитические системы могут позволить себе только крупные торговые сети из-за высокой стоимости таких решений, отмечают в «Платформе ОДФ». Менее крупным сетям проще покупать аналитику как сервис. Помимо услуг для ритейлеров, на основе Big Data «Платформа ОФД» планирует запустить и сервисы для самих покупателей магазинов. Например, можно создать приложение для учета и контроля личных расходов на основе анализа информации с их чеков, говорит Румянцев. Румянцев также рассказал TAdviser, что аналитическую систему для предоставления сервиса на основе Big Data его компания разрабатывала сама с нуля и сама же занимается ее развитием. Готовый коммерческий продукт – это слишком дорого, говорит он. Кроме того, в нем сложно обеспечить такую же гибкость настройки, как в самописном решении, которое изначально пишется под потребности конкретной компании, считают в «Платформа ОФД». Размещается система на собственных вычислительных мощностях «Платформы ОФД», размещенных на арендованной площадке в ЦОДе. Сколько именно «Платформа ОФД» планирует заработать на Big Data, Румянцев предпочел не называть TAdviser. В компании допускают, что через какое-то время на аналитических сервисах будут зарабатывать даже больше, чем на услугах своего основного профиля. По оценкам «Платформа ОФД», весь рынок услуг операторов фискальных данных в 2017 году составит порядка 3,6 млрд рублей, а в 2018 году он может составить уже порядка 6 млрд рублей. Свою долю на этом рынке в компании оценивают примерно в 30%. Помимо «Платформы ОФД» по состоянию на начало 2017 года работают еще четыре оператора фискальных данных. По информации Румянцева, на подходе - еще 6 операторов.