Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Сегмент взаимного кредитования бизнеса в 2016 году вырос в 5 раз

Российский рынок краудфандинга продемонстрировал значительный рост по итогам прошлого года. По оценке генерального директора сервиса взаимного (P2P) кредитования "Город Денег" , сегмент взаимного кредитования бизнеса (P2B) за год вырос не менее, чем в 4-5 раз. В то же время эксперты отмечают необходимость развития модели управления рисками таких займов - больше всего это отражается на развитии взаимного кредитования физлиц.
Сегмент взаимного кредитования бизнеса в 2016 году вырос в 5 раз
Фото: ПраймПрайм
Несмотря на впечатляющие показатели, пока рынок находится на стадии формирования. Общий объем обязательств в сегменте краудфандинга в ноябре 2016 года, по данным ЦБ, составил менее 500 млн рублей. Ранее по итогам 2015 года эта цифра составила всего 111,3 млн рублей. Однако регулятор отмечал диспропорцию различных сегментов и высокую волатильность в данном сегменте.
Как рассказал Панов, общий объем проектов, получивших займы от инвесторов-участников площадки, по итогам года составил 167,8 млн рублей, что в пять раз больше показателей 2015 года. При этом он отметил спад в сегменте P2P-кредитования физлиц из-за невозможности эффективно управлять рисками таких кредитов.
Причины роста сегмента P2B, по словам Панова, продолжение ухудшения условий кредитования малых предприятий в банках, а также рост интереса сегмента на фоне снижения ставок по депозитам и сокращения спектра доступных частным инвесторам финансовых инструментов. "Внутренними драйверами стали повышение эффективности работы с заемщиками и формирование кредитных рейтингов, а также введение механизма диверсифицированных портфелей, позволяющих инвестору снижать риск невозврата, а заемщику - получать значительные объемы финансирования от нескольких инвесторов", - отмечает он.
Как рассказал директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) , на сегодняшний день российский рынок розничного кредитования на 98% - банковский. То есть, на остальные сегменты, включая микрофинансирование, кредитную кооперацию и ломбарды, приходится лишь 2% рынка. "Все небанковские формы кредитования, в большинстве своем, основаны на принятии уровня риска, который классические банки принять не могут. Соответственно, в таких сегментах вопрос адекватной оценки кредитного риска становится не просто важным, а первоочередным", - считает он.
Включение в список кредиторов непрофессионалов, а именно это подразумевает модель Р2Р, усиливает эти риски, констатирует Волков. Поэтому для площадок, предлагающих такие сервисы, важно убедить всех участников процесса - кредиторов и заемщиков - в эффективности риск-менеджмента. Пока этого нет, но, возможно, с развитием технологий, законодательных и регуляторных нормативов мы сможем увидеть развитие этого сегмента, не исключает он.
По словам Панова, тормозом дальнейшего развития взаимного кредитования бизнеса является неготовность и неумение заемщиков раскрывать информацию о своих проектах и их финансовом состоянии. "На начальном этапе заемщики не хотят объяснять в чем суть их бизнеса, на что пойдут средства, и как это отразится на финансовом результате. Наши менеджеры буквально уговаривают их раскрыть эту информацию. При этом спрос со стороны инвесторов крайне велик и правильно оформленный проект получает заем за 1-2 дня или даже быстрее", - уточняет он. В компании ожидают, что, если в наступившем году не произойдет резких изменений в регулировании, российский рынок взаимного кредитования продолжит рост.
По оценке гендиректора онлайн-площадки "Лонбери" Вячеслава Кирьянова, интерес к Р2Р-кредитованию растет как со стороны заемщиков, так и со стороны инвесторов. "Заемщики-физлица предпочитают брать взаймы онлайн по причине выгоды и удобства Р2Р-кредитования в сравнении с потребительскими кредитами, традиционно оформляемыми в банках. Ставки здесь обычно ниже банковских из-за отсутствия многих присущих банкам расходов. Параметры же займов вполне сопоставимы с банковскими - на срок до 3 лет, на сумму до 500 тыс рублей и без обеспечения. Кроме того, для оформления Р2Р кредитов нет необходимости посещать отделение банка - все можно сделать через интернет", - говорит он.
Основным преимуществом для инвесторов Кирьянов называет повышенную доходность инвестиций на подобных площадках, отмечая при этом необходимость диверсификации вложений. На площадке Loanberry у инвесторов есть возможность инвестировать, начиная от 1 000 руб. Таким образом, поясняет Кирьянов, если инвестор обладает суммой в 50 тысяч - он может вложить по 1 тысяче в 50 займов, что позволит максимально снизить риски и повысить шансы получить максимальную доходность.
Заместитель директора Банковского института (ВШЭ) Александр Пушко связывает рост популярности сервисов взаимного кредитования с увеличением числа пользователей среди молодежи. "Это технологически продвинутые люди в возрасте 16-22 лет, активно использующие мобильные девайсы для получения или предоставления финансовых услуг. Таким образом, в России - это скорее феномен принадлежности к определенной субкультуре, а не точка роста экономики", - полагает он.
При этом преимущества для заемщика при таком кредитовании Пушко считает сомнительными, поскольку агрегаторы таких услуг представляют собой некредитные финансовые организации (НФО), где ставки достигают 2% в день. Правда, ссуду дадут любому обратившемуся, потому что проверка кредитоспособности и залоги практически не используются. Отсюда и "запредельный", по словам Пушко, уровень невозвратов.
"Как исключение встречаются сообщества в соцсетях, которые пытаются реализовать эталонные стандарты Р2Р кредитования для узкого круга своих так называемых друзей. В этом случае ставки за предоставляемые услуги могут быть ниже банковских, а условия - более лояльными. Такие бизнес-модели основаны на доверии членов сообщества и их репутации. Однако это скорее исключение из правил, которое не получило широкого распространения в соцсетях из-за высокого уровня или угрозы мошенничества", - отмечает он.
Эксперт также констатирует, что среди пользователей сервисов краудфандинга и краудинвестинга много тех, кто имеет плохую кредитную историю или сознательно отказывается от использования услуг банков. А единственная выгода - возможность получить более высокий по сравнению с банковским вкладом процент "при отсутствии каких-либо гарантий возврата в случае прекращения деятельности НФО по любой причине".
Пушко уверен, что в ближайшей перспективе ждать выхода P2P сервисов на уровень, хотя бы отчасти сопоставимый с банковским кредитованием, не стоит. Объемы такого кредитования, скорее всего, полагает он, так и останутся на уровне долей процента от банковского кредитования.
РЕГУЛИРОВАНИЕ
с 2015 года проводит добровольное анкетирование краудфандинговых площадок. Также разработана концепция регулирования сегмента с учетом существующих на этом рынке рисков. Как отмечают в ЦБ, инвесторов привлекает возможность разместить средства в любом объеме и на любой срок с минимумом формальностей, а начинающих бизнесменов, которые создают "стартап без истории", - более простая процедура привлечения денежных средств. При этом существуют риски неверной идентификации, низкого качества проверки бизнес-проекта или другого получателя средств до непрозрачности деятельности самой площадки и возможности использования мошеннических схем вплоть до создания финансовых пирамид.
Планируется, что ЦБ будет осуществлять регулирование краудфандинга по трем основным направлениям - надзор за деятельностью самих площадок, выполнение утвержденных требований к их владельцам и менеджменту, а также к эмитентам ценных бумаг (предложенных с использованием площадки) и заемщикам, и требований к кредиторам и инвесторам, использующим краудфандинговую площадку.
Как полагает руководитель Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров, разработавшей концепцию, спешить с регулированием необходимости нет, поскольку сейчас рынок краудфандинга в России еще на стадии становления и не достиг значительного объема.
Поэтому авторы концепции предлагают вводить регулирование краудфандинга поэтапно - через наблюдение и добровольное анкетирование площадок, а также разработку критериев их классификации и регистрации, предоставление отчетности и впоследствии утверждение требований к финансовым показателям и системе риск-менеджмента. При этом безусловным приоритетом является защита прав потребителей услуг данного сегмента рынка.