Восстать из пепла

В январе выпуск легковых автомобилей в России увеличился на 68 процентов по сравнению с прошлым годом: с конвейеров сошло 79 тысяч машин. Крупные производители, такие как «АвтоВАЗ» и Ford Sollers, перешли на пятидневный режим работы для выполнения увеличенной производственной программы. Отметим, что на Волжском автозаводе сокращенная неделя держалась с октября прошлого года — для сохранения рабочих мест в условиях снижения рынка. И хотя результаты продаж в первом месяце 2017 года оказались не обнадеживающими — минус пять процентов к прошлому году, — некоторым маркам все же удалось добиться роста: от 3-5 процентов у Volkswagen и «АвтоВАЗа» до 14 процентов у KIA. По мнению председателя Комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера, российское общество наконец смирилось с новой реальностью продуктовых предложений и цен и вновь готово покупать. Свидетельствует ли всплеск производства о постепенном преодолении авторынком кризиса, какие факторы в текущем году являются определяющими и с каким результатом закончится 2017-й — с такими вопросами «Лента.ру» обратилась к экспертам и производителям. Январский рост производства обусловлен несколькими факторами: прежде всего это эффект низкой базы прошлого года. Такого мнения придерживается руководитель пресс-службы аналитического агентства «Автостат» Азат Тимерханов: «В январе 2016 года производство легковых автомобилей упало на 40 процентов — до 47 тысяч штук, поэтому сейчас мы и наблюдаем столь высокий рост». Другая причина роста — запрет на ввоз на территорию России автомобилей, не оснащенных системой ГЛОНАСС. «В текущем году ожидается увеличение спроса на новые авто. В силу того что ряд моделей перестанут ввозить на территорию Российской Федерации из-за закона о ГЛОНАСС, потребители будут вынуждены покупать машины местного производства», — отметил заместитель председателя правления «АвтоСпецЦентра» Александр Зиновьев. Согласно прогнозу «Автостата», при благоприятных условиях продажи автомобилей в 2017 году могут вырасти на 10 процентов — до 1,45 миллиона штук. По мнению Зиновьева, рост рынка составит 5-7 процентов, рост продаж начнется во втором полугодии и будет обусловлен отложенным спросом и эффектом от новых программ государственной поддержки. С определяющей ролью этих факторов согласен и Тимерханов. В текущем году правительство России намеревается выделить на поддержку автопрома около 60 миллиардов рублей. Помимо финансирования ставших уже традиционными программ стимулирования покупательского спроса — таких как льготный лизинг и автокредитование — деньги пойдут на реализацию концепции развития автоотрасли «Стратегия-2025», анонсированной Минпромторгом в конце 2016 года. Речь идет о всесторонней поддержке производителей, готовящихся выйти на зарубежные рынки. Согласно прогнозу, уже к концу года экспортные поставки российских автомобилей должны вырасти в полтора раза. Потенциал экспорта к 2020 году оценивается в 200-300 тысяч машин ежегодно. Российские компании восприняли новость положительно: ГАЗ, УАЗ, «АвтоВАЗ» и «КамАЗ» имеют развитую структуру экспорта. Например, доля рынка стран СНГ у «КамАЗа» по итогам 2016 года составила 30 процентов, остальные 70 — это дальнее зарубежье. Ульяновский автозавод начал процесс расширения экспорта в 2015 году, доведя долю продаж за рубеж до 11 процентов. А группа «ГАЗ» заявляла о планах довести долю экспорта продукции до 50 процентов к 2020 году. К 50-процентной доле стремится и «АвтоВАЗ». «По итогам 2016 года компания поставила на экспорт около 20 тысяч автомобилей. Задача 2017-го — увеличение этого объема минимум на 50 процентов, с фокусом на страны СНГ и другие потенциально объемные рынки на Ближнем Востоке, в Центральной Азии, Африке, Латинской Америке и некоторых европейских странах», — рассказали «Ленте.ру» в пресс-службе Волжского автозавода. Иностранные производители, напротив, скептически отнеслись к перспективам продажи за рубеж собранных в России автомобилей, несмотря даже на то, что государство готово снизить требования по локализации при условии наращивания объемов экспорта. Как объяснили в пресс-службе Ford Sollers, господдержка хоть и открывает дополнительные возможности для загрузки отечественных автозаводов, но не является определяющим фактором. «Только здоровый внутренний рынок может стать основой для эффективного экспорта и сделать конкурентоспособными автомобили, произведенные и локализованные в России», — подчеркнули в компании. Автопроизводитель высказался за сохранение действующих мер, на деле доказавших свою эффективность: «В прошлом году Ford Sollers увеличила продажи на 10 процентов, в то время как рынок снизился на 11 процентов. Это произошло во многом благодаря государственной программе стимулирования спроса. Только при условии сохранения данных мер рынок может стабилизироваться или продемонстрировать умеренный рост». Схожего мнения придерживаются и в KIA: «Мы признательны правительству за анонсирование поддержки российского автомобильного рынка в 2017 году на уровне 2015-2016 годов и даже, возможно, в чуть большем объеме. Самой эффективной для нас мерой поддержки стала государственная программа льготного автокредитования, на которую пришлось 83 процента кредитных продаж автомобилей KIA в России». При этом в компании отметили, что предпочитают фокусироваться на удовлетворении внутреннего спроса на российском рынке, который для KIA является приоритетным, занимая четвертое место в мире по объему продаж марки. Что касается экспорта собранных в России машин, то он невелик: в 2016 году 576 автомобилей было отправлено в Белоруссию и 100 автомобилей — в Казахстан.

Восстать из пепла
© Lenta.ru