Один из лидеров местного рынка — группа «Норман-Виват» столкнулась с серьезными финансовыми сложностями Прошедший год надолго запомнится продуктовым ритейлерам. За это время кардинально изменился расклад сил между основными игроками. Один из лидеров местного рынка — группа «Норман-Виват» столкнулась с серьезными финансовыми сложностями и закрыла большую часть своих точек. Освободившиеся площади могут стать основным ресурсом для развития других локальных игроков и экспансии федеральных ритейлеров. Съели «Норман» Розничная торговля в регионе демонстрирует спад второй год подряд. По данным Пермьстата, оборот ритейла в 2016 году сократился с 478 до 472,7 млрд руб. — на 7,5% в сопоставимых ценах. И хотя снижение оказалось не таким масштабным, как годом ранее (13,3%), отрицательная динамика сохранилась. Почти половина всего оборота приходится на продуктовую розницу. В прошлом году она «просела» чуть меньше, чем ритейл в целом, — на 6,1% (с 232,7 млрд руб. до 231,6 млрд руб.). Значительная доля рынка сетевой продуктовой розницы в Пермском крае до последнего времени приходилась на две крупные местные сети — «Виват» (около ста магазинов) и «Семью» (56 магазинов). Основная масса их точек работает в формате супермаркета. В этом же формате, например, работают пермские универсамы «Берег» (восемь магазинов), их развивает группа «Лион» (в ее портфеле также сеть алкомаркетов «Лион»). Федеральные игроки — прежде всего дискаунтеры «Магнит» (более 260 точек) и «Пятерочка» (более 250 точек) — очень активно осваивают краевую столицу и другие территории Прикамья. X5 Retail Group сегодня представлена всеми тремя брендами — «Пятерочка», «Перекресток» (семь магазинов) и гипермаркет «Карусель» (одна точка). «Магнит» в Перми также успел построить гипермаркет и распределительный центр. В конце 2013 года в краевой столице открылся гипермаркет «Лента», а весной 2015-го — «Ашан-Сити» в ТРК «СпешиLove». За прошедший год существенно изменилось положение ключевых игроков. Самый крупный местный ритейлер — холдинг «Норман-Виват» — столкнулся с серьезными финансовыми трудностями и утратил позицию локального лидера. Группа начинала свою деятельность еще в середине 1990-х — она выросла из компании «Норма», которая была оптовым поставщиком алкогольной продукции. Через несколько лет владельцы занялись розницей — начали открывать алкогольные супермаркеты «Норман», а затем продуктовые магазины «Виват». Последние несколько лет холдинг проводил активную экспансию и наращивал число торговых точек. Под развитие были привлечены кредитные средства на несколько миллиардов рублей. Торговая сеть «Виват» расширилась почти до ста магазинов, в том числе за пределами Пермского края (были открыты магазины в Екатеринбурге), а в «Норман» входили более 250 точек в Перми, Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Консолидированная выручка ООО «ТС „Норман“» за 2015 год превысила 6 млрд руб., ООО «Виват-Трейд» (головная компания, управляющая «Виватами») — 14,4 млрд руб. При этом убыток по продуктовой рознице уже тогда достиг почти 350 млн руб. Заметные проблемы у холдинга начались летом прошлого года. Контрагенты сети «Виват» заявляли о задержках платежей и начали регулярно обращаться с исками в суд к ООО «Виват-Трейд». Со многими из поставщиков компании удавалось прийти к мировому соглашению и договориться о рассрочке по выплате задолженности. Но количество заявлений в арбитраже постоянно росло, как и суммы требований. Так, в декабре прошлого года поступил один из самых крупных исков к «Виват-Трейду»: один из ведущих дистрибьюторов — ТД «Фуд Трэйд» — обратился в суд за взысканием 177 млн руб. долга. Позднее с ним также было заключено мировое соглашение. На фоне проблем с поставщиками у ГК «Норман-Виват» существенно сократился ассортимент продукции и во многих магазинах полки стояли полупустыми. Основной владелец холдинга и гендиректор «Виват-Трейд» Вадим Юсупов при этом публично заявлял, что судебные споры с контрагентами — это рабочие моменты, а сложности с наличием товара связаны с перезаключением договоров и в ближайшей перспективе продукты снова появятся в магазинах. Несмотря на затруднения в отношениях с поставщиками, в ноябре 2016 года ритейлеру даже удалось получить серию кредитов в Сбербанке под залог долей головных компаний сети до 2021 года. Осенью группа приняла решение о закрытии пяти магазинов сети в Екатеринбурге: одного гипермаркета «Виват» и четырех алкогольных супермаркетов «Норман». В компании тогда утверждали, что это временная мера, так как в следующем году планируется открытие новых торговых точек, когда ритейлер найдет более подходящие площадки для размещения, а сокращать магазины в Перми не планируется. Тем не менее в январе магазины сети начали массово закрываться и в Пермском крае. А в середине февраля в краевой арбитраж с иском о банкротстве ООО «Виват-Трейд» обратилось некое ООО «Росстройсервис», по данным G — оно аффилировано с ГК «Норман-Виват». Руководство сети этот процесс не комментирует. Решили по-семейному Недавно часть супермаркетов «Виват» была перезапущена. Они начали работать под той же вывеской, но деятельность ведется от имени нового юридического лица — ООО «Современные торговые технологии». По данным G, сеть «Виват» сократится до 13 магазинов, практически все они расположены в Перми. Закрытые магазины, по сообщениям источников G, могут быть переданы в аренду федеральным сетям — «Магниту» и «Пятерочке», а также местной «Семье». Известно, что часть помещений алкогольной сети «Норман» перейдет алкогольному ритейлеру «Лион». «Когда у „Вивата“ начались проблемы, трафик в продуктовую часть нашего ТРК вырос. Мы ощущаем, что клиенты „Вивата“ перешли в „Семью“. Но свято место пусто не бывает, закрывшиеся точки „Вивата“ будут востребованы у других участников рынка. Тем более стоит учитывать, что „Виват“ всегда вставал в хороших местах, очень скрупулезно и долго по времени набирал пул арендуемых объектов», — считает директор УК «Столица-Пермь» Константин Копытов. Гендиректор АН «Респект» Алексей Ананьев полагает, что все наиболее интересные точки этой сети уже распределены между другими продуктовыми сетями, а менее ликвидные объекты пополнят перечень вакантных пермских площадей. «Продукты — один из видов товаров, которые чувствуют себя более устойчиво в сегодняшней ситуации. Сейчас ритейлу важно определиться с нишей и удержать ее, но мы понимаем, что в сегменте „эконом“ все стабильней, чем в более дорогих нишах. „Виват“, на мой взгляд, вовремя не сориентировался и не выбрал оптимальный сегмент. Он остался между „экономом“ и более высокой категорией, а этот вариант оказался невостребованным», — добавляет господин Ананьев. По информации G, компания «ЭКС» (управляет сетью «Семья», бенефициаром является бывший глава Прикамья Олег Чиркунов) ведет переговоры об аренде около десятка торговых точек «Вивата». Это второй крупный региональный ритейлер, который последние годы также наращивал розничные активы. Программа развития «Семьи» предусматривает открытие в среднем по десять магазинов в год. Сейчас сеть насчитывает 56 супермаркетов в Перми и крае. В прошлом году ее возглавил петербуржец Антон Беловецкий, который до этого занимался развитием сети SPAR в Северо-Западном регионе. Он анонсировал, что «Семья» будет открывать точки в уже существующих форматах супермаркетов и магазинов у дома, а кроме того, намерена прорабатывать и меньший формат — экспресс-магазины (площадь торгового зала в них составляет от 50 до 200 м). Кроме того, ритейлер рассматривает варианты экспансии за пределы Пермского края — ему поступали предложения по покупке сетей в Санкт-Петербурге, Москве и Московской области, Твери, Екатеринбурге. С ростом объемов в «Семье» задумались о создании собственного распределительного центра. Руководство сети анонсировало такие планы минувшей осенью — компания начала заниматься подготовкой финансового обоснования проекта. Именно этому пермскому ритейлеру ГК «Норман-Виват» недавно предложила приобрести свой логистический комплекс в районе Заостровки. Первая очередь этого объекта была введена в эксплуатацию в 2013 году, ее общая площадь — около 10 тыс. кв. м (7,5 тыс. кв. м — основной склад, 2,5 тыс. кв. м — холодильные камеры). В планах компании было строительство и второй очереди под нужды продуктовой сети и алкогольное направление, но она так и не была возведена. По данным G, стоимость актива оценивается в пределах 500 млн руб. Директор сети «Семья» Антон Беловецкий подтвердил, что ритейлеру поступило предложение от ГК «Норман-Виват» о приобретении распределительного центра, его цену он не раскрыл. «Но сегодня в Перми есть и другие предложения, помимо этого. Мы его рассматриваем наряду с остальными вариантами», — отметил собеседник G. Он уточнил, что речь идет и о готовых площадях, и о возможности строительства своего складского комплекса. Продуктовый десант Федеральные ритейлеры последний год продолжали осваивать пермское пространство, которое, по оценкам участников рынка, еще не настолько насыщено, как в других мегаполисах. Открытию новых точек способствовал и кризис, затронувший нон-фуд ритейл и общепит. Площади стали вакантными, и их заняли продуктовые сети — в основном эконом-сегмента. «Действительно, продуктовые сети выдавливают непродовольственный ритейл, потому что последний находится в тяжелом положении. При этом арендные ставки для продуктовой розницы почти вдвое ниже, но собственники помещений сегодня соглашаются на такие условия, чтобы хоть как-то заполнить освобождающиеся площади», — отмечает Константин Копытов. По его оценке, стоимость аренды для продуктовых сетей составляет 400–600 руб. за 1 кв. м в месяц. Алексей Ананьев полагает, что арендные ставки в массовом сегменте для ритейлеров типа «Магнита» и «Пятерочки» находятся в пределах 650–700 руб. за 1 кв. м в месяц. «Ожидать роста ставок в этом году не стоит, вряд ли собственники рискнуть их поднимать», — считает он. Господин Ананьев уточняет, что, хотя продовольственная розница и замещает непродуктовые магазины, существуют ограничения: «У продуктовых сетей есть определенные условия по вентиляции, электрической нагрузке, разгрузке товаров. Помещения будут и дальше освобождаться, но не все они будут заняты продовольственной розницей именно из-за специфических требований. Ритейлерам интересны площади в новостройках на первых этажах, потому что застройщики сегодня понимают, какие есть требования у таких претендентов, и уже на стадии проектирования стараются это учесть, чтобы у покупателя коммерческих помещений не возникало проблем с поиском арендатора». Самой крупной сделкой для пермского рынка 2016 года стала покупка имущественного комплекса выставочного центра «Пермская ярмарка» питерским ритейлером «Лента». Торговая сеть выбрала площади на бульваре Гагарина, 65, под размещение своего второго в Перми гипермаркета. Сумму сделки ее участники не раскрывали, но, по оценкам экспертов, она могла составить до 600 млн руб. Владельцы «Пермской ярмарки» ссылались на то, что выставочный центр достиг предела своей мощности на существующей территории, но найти покупателя на актив удалось чуть раньше, чем была выбрана новая площадка. Покупка оказалась резонансной — под гипермаркет был продан самый большой в регионе экспокомплекс. Именно здесь проводились мероприятия по заказу краевых и городских властей. Он занимал 2,5 га земли, на которых размещалось свыше 11 тыс. кв. м выставочных площадей и еще около 4 тыс. кв. м вспомогательных помещений. Сам экспоцентр пере­ехал в помещение ТЦ «Карусель» на шоссе Космонавтов, 59. Пространство на втором этаже (чуть более 4 тыс. кв. м) «Пермская ярмарка» взяла в аренду на пять лет у другого федерального ритейлера — X5 Retail Group. Открытие «Ленты» на бульваре Гагарина, 65, планируется этой весной. Не оставляет попыток усилить свое присутствие в Перми другой серьезный федеральный игрок — сеть «Ашан». Пока она представлена в регионе только форматом «Ашан-Сити» (в ТРК «СпешиLove»). Сейчас ритейлер присматривается к участку в микрорайоне Ива-1. Эту территорию (всего более 80 га) сегодня арендует краснодарский холдинг «Девелопмент-Юг», который ведет здесь комплексную жилую застройку. Ранее часть земли он планировал передать шведской ИКЕА под строительство ТЦ «Мега», но та отказалась от планов выхода в Пермь. В конце прошлого года руководство «Девелопмент-Юг» заявило, что холдинг подыскивает других интересантов на Иву: активную позицию по этой площадке занимает «Ашан», который предлагает строительство крупного ТРК. В краснодарской компании уточнили, что идет переговорный процесс и окончательные договоренности не достигнуты. Эксперты уверены, что уровень конкуренции между продуктовыми сетями в Перми сегодня позволяет прийти еще нескольким игрокам, а также расширяться уже присутствующим. «У нас уникальный город. Такое ощущение, что Пермь живет в яме или, наоборот, на горе, которую обходят все торговые пути. Уже 2017 год, а у нас по-прежнему минимум конкуренции. Многих федеральных сетей, таких как „О’КЕЙ“, например, которые уже давно присутствуют в «миллионниках», в Перми до сих пор нет. У нас не строятся большие ТЦ и ТРК, где крупные гипермаркеты могут встать якорями. При этом платежеспособный спрос в регионе есть, краевая столица спокойно „проглотит“ три торговых центра-„стотысячника“. Возможно, это недоработка органов власти, которые недостаточно готовят почву для инвесторов», — предполагает Константин Копытов. Он не исключает, что в связи с недавней сменой руководства региона подход к привлечению инвесторов может измениться и стать более активным. Гендиректор АН «Респект» Алексей Ананьев не уверен, что в существующих экономических условиях и новые игроки, и уже зашедшие на пермский рынок готовы строить крупные продуктовые гипермаркеты. «Формат гипермаркета сопряжен с более высоким финансовым риском и вложениями. Я могу предположить, что ритейлеры очень аккуратно присматриваются сегодня к таким серьезным инвестиционным проектам, а вот формат небольших магазинов — 300–500 кв. м — очень понятный и востребованный. Именно в нем, я думаю, будет развиваться рынок ритейла», — заключает он. СВЕТЛАНА БЫКОВА

Пропали сети
© Коммерсантъ в Перми