Порты Арктики продолжают наращивать грузооборот
В январе-феврале 2017-го стивидоры Арктики увеличили перевалку наливных грузов в 2,1 раза до 5,1 млн т. Однако объем сухогрузов, обработанных в портах Арктического бассейна, уменьшился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 3,7 млн т (-0,9%). Наибольшую положительную динамику демонстрируют порт Мурманск, который увеличил перевалку в 1,5 раза, до 6 млн т, и Варандей – на 16%, до 1,4 млн т. Обе гавани как раз специализируются на переработке нефтеналивных грузов. Напомним, что такой прирост в Мурманске оказался возможен благодаря вводу в эксплуатацию в 2016 году рейдового перевалочного комплекса «Норд» на базе плавучего нефтехранилища «Умба». Через этот танкер-накопитель можно переваливать около 12 млн т нефти в год, а сырье поступает с двух месторождений «Газпром нефти»: Новопортовского на Ямале и Приразломного на шельфе Печерского моря. А показатели Варандей растут за счет увеличения добычи на расположенных поблизости месторождении имени Требса и месторождении имени Титова. Кроме того, наращиванию грузопотока в данном регионе будет способствовать новая российская программа развития Арктики, которая вынесена на рассмотрение правительства и рассчитана на период до 2025 года. Основная идея новой программы – создание так называемых опорных зон, по одной в каждом из восьми арктических субъектов. Задачи опорных зон Минэкономики видит в развитии транспортного потенциала Северного морского пути и содействии вывозу руды и другого сырья. Якорными проектами опорных зон преимущественно станут минерально-сырьевые центры – почти две трети проектов в Арктической зоне замышляется осуществить именно в этой сфере. Новая программа придет на смену прежней Программе социально-экономического развития Арктической зоны, принятой в 2014 году на период до2020 года.