300-летие Омска: затраты серьезные, а результат – сомнительный

Счетная палата РФ обнародовала данные проверки, касающейся, в том числе, мероприятий по подготовке и проведению 300-летия города Омска. Объектами контрольного мероприятия стали правительство Омской области, региональные Минфин и Минстрой, а также администрация города. Сроки реализации плана основных мероприятий подготовки и проведения юбилея города — 2008−2016 годы. Он предусматривал финансирование культурно-массовых и спортивных мероприятий, капитальных вложений на реставрацию, строительство и реконструкцию объектов недвижимости государственной и муниципальной собственности Омской области и Омска. Изначально план включал 33 мероприятия, на финансирование которых планировали направить 91 млрд руб. В ходе реализации плана в него внесли изменения: количество мероприятий сократилось до 27 с объемом финансирования в сумме 75,3 млрд руб. Как сообщили ИА REGNUM в Счетной палате, по состоянию на 1 ноября 2016 года фактический объем финансирования составил 30,3 млрд руб. (40,2% от предусмотренного объема), в том числе 16,9 млрд руб. — за счет средств федерального бюджета (70,2% от плана), 10,9 млрд руб. — за счет областного бюджета (34,7%), 1,9 млрд руб. — за счет средств бюджета Омска (38,3%). Внебюджетные источники удалось привлечь в сумме 512,3 млн руб. (3,5% запланированного объема). Читайте также: Расходы на 300-летие Омска серьезно урезали По информации аудиторов, по четырем крупным и стратегически важным для области объектам сложилось наиболее значительное недофинансирование. Это международный аэропорт (профинансировано 40,6 тыс. руб. при плане 7,4 млн руб.), гидроузел на реке Иртыш (профинансировано 5,9 млн руб при плане 9,2 млн), Омский метрополитен (6,6 млн руб. при плане 30,6 млн руб.) и магистральный канализационный коллектор (при плане 4,9 млн руб. по факту финансирование не осуществлялось). В целом объем выполненных работ по мероприятиям плана составил 27,9 млрд рублей или 92,3% объема финансирования. По информации Минэкономики Омской области, по состоянию на 1 декабря 2016 года полностью завершены 13 мероприятий плана, введено в эксплуатацию 23 объекта капитального строительства. «При проверке реализации мероприятий плана были выявлены многочисленные недостатки и нарушения», — говорится в сообщении Счетной палаты РФ. В частности, что касается Красногорского гидроузла на реке Иртыш, затраты на его строительство составили 5,5 млрд руб., в том числе расходы областного бюджета — 1,8 млрд руб. Дополнительный объем средств для завершения работ по строительству гидроузла оценочно составляет 5,2 млрд руб. Однако в результате банкротства генподрядчика (ООО «Мостовик») и отсутствия финансирования строительство гидроузла не осуществляется Минпромом области с 2014 года. Техническая готовность объекта к 1 декабря 2016 года оценивалась в 51%. В своем докладе аудиторы обратили внимание на омский метрополитен, строительство которого было начато еще в 2005 году. К январю 2008 года стоимость принятых и оплаченных работ по строительству объекта составляла 1,6 млрд руб. Остаточная стоимость работ по строительству первой линии метрополитена на 1 января 2008 года составляла 9,8 млрд руб. В плане мероприятий по подготовке к 300-летию Омска объем финансирования работ по строительству метрополитена на 2008−2016 годы был запланирован в размере 30,6 млрд руб. (24,5 млрд руб. за счет средств бюджета региона; 6,1 млрд руб. — за счет софинансирования из федерального бюджета). По факту на финансирование строительства объекта было направлено 6,6 млрд руб. (3,8 млрд руб. — средства бюджета региона; 2,8 млрд руб. — средства федерального бюджета). В ходе проверки выяснилось, что в феврале 2014 года Минфин России предоставил бюджету Омской области дотацию на сумму 1 млрд руб. на строительства метрополитена. Часть из этой суммы (290 млн руб.) в качестве аванса ушла подрядчику — ООО «Мостовик», который в 2015 году был объявлен банкротом. Просроченная дебиторская задолженность по выданному в 2014 году авансу составляет 80 млн руб. «Остаток дотации из федерального бюджета в размере 710 млн руб. до настоящего времени не использован и находится на лицевом счете Минфина Омской области», — говорится в сообщении Счетной палаты. Напомним, строительство метрополитена в Омске не ведется с 2014 года. Степень готовности объекта составляет 36%. Из выводов проверки следует, что «несвоевременное выполнение работ повлекло существенное увеличение стоимости строительства Омского метрополитена». В связи с необходимостью выполнения дополнительных работ, связанных в основном с безопасностью объекта, стоимость строительства метро увеличилась с 11 до 19 млрд руб. Бюджетом Омской области средства на Омский метрополитен в 2017 году не предусмотрены, отметил аудитор Валерий Богомолов. Распоряжением правительства РФ от 21 июня 2016 года строительство метрополитена исключили из плана мероприятий по подготовке к 300-летию Омска. Добавим, проверка выявила нарушения, касающиеся подготовки к юбилею города, по объектам здравоохранения, культуры, образования. В частности, по информации Счетной палаты, до сих пор не начаты работы по реконструкции городской детской клинической больницы. При этом затраты на разработку невостребованной проектно-сметной документации составили 6,3 млн руб. Не завершены строительство поликлиники и реконструкция здания областного музея. По фактам нарушений при строительстве указанных объектов возбуждены уголовные дела и проводятся судебные экспертизы. Проверка также показала, что в ходе исполнения муниципальных контрактов на строительство детского сада и внеплощадочных сетей подрядчики по согласованию с департаментом строительства Омска осуществляли работы, не предусмотренные контрактами: «Акты выполненных работ на дополнительный объем работ, не предусмотренный проектом, стали предметом исковых требований подрядчиков, рассмотренных в Арбитражном суде. В результате оплата производилась в рамках исполнительного производства. Всего в 2015—2016 гг. по такой схеме в рамках судебных решений из бюджета г. Омска в пользу подрядных организаций (застройщиков) было взыскано 134 млн руб. сверх предельной договорной цены». «Таким образом, департаментом строительства г. Омска фактически реализовывалась схема ухода от применения 44 Федерального закона. По указанным фактам подготовлено обращение в Генпрокуратуру», — подчеркнул аудитор Юрий Росляк. В итоге коллегия СП РФ приняла решение направить информационное письмо в правительство РФ, представления — в правительство области и администрацию Омска, обращение — в Генеральную прокуратуру. Отчет о результатах проверки будет направлен в палаты Федерального Собрания. Читайте также: Омску исполнилось 300 лет Как уже сообщало ранее ИА REGNUM, Омск отпраздновал 300-летие в августе 2016 года. Поздравляя омичей, министр культуры РФ Владимир Мединский заявил, что будет и дальше приезжать в Омск, чтобы продолжать реализацию начатых и новых проектов. В частности, речь идет о продолжении реконструкции Старой крепости, театра Галерки, создании в Омске сибирского филиала Эрмитажа, новых центров культуры. В ответ губернатор Омской области Виктор Назаров подчеркнул, что «мы, разумеется, обязаны довести до логического завершения». «Дорожные карты по каждому объекту составлены, графики есть, будем выполнять», — сказал он.