Прекрасное далеко: кому нужна русскоязычная радиостанция в центре Лондона

С партнером по бизнесу — Николаем Крупатиным — мы познакомились пять лет назад. Я только вернулся в Москву из Лондона, где попал на празднование русской Масленицы. Прямо на Трафальгарской площади выступали Дима Билан и группа «Любэ», под музыку танцевали люди, многие из которых явно не знали русского языка. Меня так сильно впечатлила эта картина, что вернувшись в Россию я решил запустить свою русскоязычную радиостанцию за рубежом. Оказалось, что идея одолевала не только меня, но и моего нового знакомого, который уже несколько лет размышлял о создании русскоязычной станции за границей. Объединив усилия, мы решили запустить проект под названием Matryoshka Radio. До знакомства мы с партнером летали в Великобританию и имели представление о бизнесе в этой стране, но профессиональных контактов у нас не было. Мы отдавали себе отчет в том, что запускать русскоязычный проект за пределами России рискованно, так как ни одного успешного прецедента до нас у русских в Великобритании не было. Нам хотелось избежать стереотипа «валенки, балалайки и водка», поэтому мы разработали свою концепцию. Прежде всего необходимо было получить лицензию на вещание, но британское медиапространство достаточно закрытое, и пробиться на этот рынок оказалось непросто, особенно иностранцам. Получение лицензии заняло около двух лет, вместо полугода по регламенту. Все это время мы решали юридические и организационные вопросы. Нам даже пришлось запустить на сайте Matryoshka.Fm полный макет радиостанции, которая несколько месяцев вещала с домашнего компьютера нашего сотрудника в России. Еще примерно год потребовался на подготовку к запуску полноценного звучания во всех цифровых приемниках Лондона. На стартовом этапе вложения составили более 2 млн фунтов стерлингов ($2,5 млн), которые покрыли расходы на услуги юристов, консультантов, обустройство двух офисов — в Лондоне и Москве, а также ремонт в гостевой студии для возможности записи программ и эфиров. Когда мы наконец получили лицензию, казалось, что самое трудное — позади. Но это было не так! Еще около пяти месяцев ушло на размещение вещательного оборудования и непосредственно выход в сеть вещания в цифровом формате DAB. В ночь с 26-ого на 27-е ноября 2015 года мы вышли в эфир. Спецификой Лондона оказалось то, что многие потенциальные рекламодатели привыкли, что они размещают контент в имеющихся русскоязычных СМИ почти бесплатно. Мы к такому раскладу не были готовы и, можно сказать, стали формировать рекламный рынок в этой нише. Сегодня, спустя год вещания, у нас заполнены все рекламные блоки на коммерческой основе. Основной доход радиостанция получает от продажи рекламного времени — в 2016 году было более 30 рекламных кампаний. 95% наших рекламодателей продлили с нами контракт на в этом году, такими темпами через пару лет мы планируем выйти на самоокупаемость со средней выручкой 200-400 000 фунтов стерлингов в год. Но ограничиваться продажей рекламного времени наш проект не будет, радиостанция тесно соприкасается с концертным бизнесом российских артистов в Лондоне. Кроме индустрии развлечений мы активно поддерживаем образовательные и культурные мероприятия для людей, живущих в Британии и понимающих русский язык. Еще одна возможность зарабатывать для радио — производство рекламных роликов своими силами. Вся музыка лицензирована (по договору с британским регулятором) для трансляции в британском эфире, при ретрансляции с интернет- и мобильных ресурсов лицензия распространяется на весь мир. То есть когда мы захотим запустить эфир в других городах Великобритании, наша лицензия это позволит. Мы считаем, что наша целевая аудитория — это бизнесмены и их семьи, постоянно проживающие в Великобритании, с доходом выше среднего. По нашим расчетам, их количество составляет порядка 60-80 000 человек (это только те слушатели, которые постоянно слушают Matryoshka Radio с помощью DAB-приемников на территории Лондона). Если же говорить в целом о статистике сайта и приложения для смартфонов, то за год осуществляется более 5 млн подключений к потоку. Обслуживание радиостанции обходится в 1 млн фунтов стерлингов в год — это оплата лицензии на вещание, работы передатчиков, зарплатный фонд, амортизация оборудования, аренда студий. Пока в штате радиостанции девять человек, включая нас двоих (Кирилл Комаров — генеральный продюсер и Николай Крупатин — программный и креативный директор). Прибыльности проекта способствуют именно небольшая команда и мобильность каждого из сотрудников — они выполняют работу из любой точки планеты практически мгновенно. В наших планах в этом году ввести в эфирную сетку новостные блоки и аналитические программы. Лицензия позволяет это сделать, но новости – это дорого, поэтому вскоре приступим к поиску стратегического инвестора, который оценит потенциал нашего проекта.

Прекрасное далеко: кому нужна русскоязычная радиостанция в центре Лондона
© Forbes.ru