Ещё

Нас просто топят! Как коммунальщики нынче долги покрывают 

Фото: АиФ Пермь
«Коммунальные электрические сети» выставили предпринимателям огромные счета за электроэнергию. Причина, казалось бы, банальна — несоблюдение бесповерочного интервала по показаниям счётчиков.
Путин сказал: «Не кошмарить бизнес!»
65 юридических и физических лиц получили от энергетиков уведомления о начислении от сотен тысяч до миллионов рублей за так называемое безучётное потребление электроэнергии. В их числе оказались муниципальные учреждения: школы, детские сады, поликлиники. Под раздачу попали и предприятия малого и среднего бизнеса.
— Всё началось осенью 2015 г. с приходом в КЭС нового директора Артура Иванова, — рассказывает Александр Василишен, замдиректора сети магазинов «Флагман». — Организация тогда была муниципальной, и у неё была масса долгов. Знаю, что тогда по городу было много несанкционированных подключений: торговые павильоны, ларьки, автомойки и пр., деятельность которых толком не отслеживали. Когда встал вопрос об акционировании электросетей, появилась необходимость погасить все эти долги. Видимо, решили это сделать за счёт честных налогоплательщиков. Мы всегда сдавали счётчик на поверку вовремя, и нас за год предупреждали о наступлении срока этой поверки либо о замене счётчика. Гарантия у него 30 лет, в зависимости от марки. Проверяли их раз в 8-10 лет, и раньше никаких проблем с этим не было. Однако в этот раз мы не получили никакого уведомления, нам сразу предъявили требование о снятии счётчика с одного из магазинов на поверку, где выяснилось, что он неисправен. Несмотря на то, что у нас шло увеличение мощности и мы добросовестно платили во всем счетам. Также по требованию специалистов сразу перенесли на улицу трансформаторную будку. В результате нам насчитали по максимальной мощности 1 млн 200 тыс. руб. Это за один небольшой магазин, работающий в дневное время! Когда мы сдали счётчик на повторную поверку в Березники, результат оказался совсем иным. Оказалось, что мы, наоборот, переплачивали за электроэнергию. Как можно после этого доверять таким поверкам?
И это только один случай. Собственники платили по всем счетам, но в итоге задолжали коммунальщикам миллионы рублей. По имеющимся сведениям, другим предпринимателям насчитали ещё более крупные суммы. Так, ООО «Агатис» получило счёт на 4 млн руб., ООО «Юпитер» — на 6 млн руб. Для некоторых мелких предприятий выплата таких денег означает попросту их разорение. Объединившись, бизнесмены решили пойти на приём к Юрию Крестьянникову, районному главе. Только у обратившихся восьми человек общий долг был 20 млн руб. Глава согласился с «кризисностью» ситуации, пообещал разобраться по каждому индивидуально, но никаких действий, как говорят предприниматели, за этим не последовало. Помимо этого пострадавшие направили письма в сетевую организацию ПАО «Пермэнергосбыт» и поставщику ОАО «Краснокамские электрические сети» КМР. Сетевики объявили, что не в их полномочиях пересматривать тарифы, и посоветовали обратиться в суд.
Завышают — не завышают?
— Ситуация у всех примерно одинаковая — несоблюдение бесповерочного интервала, — комментирует пожелавший остаться неизвестным достаточно опытный специалист в сфере энергетики. — Но само понятие «безучётное потребление» означает воровство. А о каком воровстве может идти речь, если всё оплачивалось исправно. Однако по закону, как только заканчивается срок учёта, прибор считается недействительным. Только вот как именно будет насчитана сумма за период такого потребления, зависеть от сетевой компании очень даже может.
И этому есть подтверждение. В 2015 г. в Полазне по причине большой задолженности за электроэнергию и последующим за ней отключением света закрыли подведомственную Центру досуга и творчества местную библиотеку. «Добрянские городские коммунальные электрические сети» (ДГКЭС) выставили счёт в 272 тыс. руб. за безучётное потребление электроэнергии. На деле оказалось, что сумма составляет чуть более 35 тыс. руб. Но то, что расчёты энергетиков были завышены в несколько раз, выяснилось лишь с помощью краевого УФАС. Против ДГКЭС антимонопольщики возбудили дело по признакам злоупотребления доминирующим положением, однако комиссия УФАС пришла к выводу, что нарушения Закона о защите конкуренции в данном случае не было. Начисляя библиотеке непомерную для учреждения культуры сумму, энергетики руководствовались имеющимися у них данными об установленной мощности. Однако менее чем через две недели после возбуждения дела Добрянские сети отозвали акт о безучётном потреблении и возобновили подачу электроэнергии. На том и разошлись с миром.
Сами в ответе
— Для нас выставленный счёт на 900 тыс. руб. — это закрытие бизнеса! — говорит Наталья Волкова, владелец небольшой парикмахерской. Она не может сдержать эмоций. — Мы всегда в срок платили по квитанции, никогда не было никаких претензий, а в июле 2016 г. к нам пришли и изъяли счётчик. Как мы потом выяснили в результате экспертизы, он оказался исправен. Но это почему-то никак не повлияло на решение взыскать с нас за безучётное потребление. Эта парикмахерская — всё, что есть у меня и моего компаньона. Мы с 2004 г. собственники этого помещения и с большим трудом, с нуля, можно сказать, поднимали бизнес. Доход у нас скромный, и речь идёт уже о том, чтобы продать всё за долги. И где же поддержка малого предпринимательства? Нас просто топят!
Артур Иванов, директор «Коммунальных электрических сетей», объясняет сложившуюся ситуацию тем, что бизнесмены — не простые потребители, а партнёры, несущие самостоятельную ответственность за знание законодательства. Тем более что киловатт электроэнергии стоит для них 5 руб., а не 3 руб., как для обычных собственников жилья.
— Электроэнергия — это товар, который продаётся по определённым принципам и измеряется в количестве, ведь мы оплачиваем товар по весу в магазине, и ни у кого не возникает вопросов, — говорит Артур Валерьевич. — А в сфере энергетики у нас до сих пор стереотипное мышление, когда никто особо не считал, сколько потребляет, тарифы были копеечные. В современных условиях стоит задача чёткого потребления энергии — для этого и существуют приборы учёта. Они сейчас многотарифные, электронные и т.д.. А у некоторых потребителей счётчики с 60-х годов, и половина нынешних должников не делала поверки преднамеренно. Более того, ещё 13 предприятий, 9 из которых принадлежат ИП, вообще являются злостными нарушителями, т. е. врезчиками. Мы уже обратились с заявлениями в Арбитражный суд. Тем не менее, мы готовы идти на компромиссы, в индивидуальном порядке предоставить рассрочку и отсрочку платежей.
По обращению г-на Иванова в Министерство промышленности и торговли РФ пришёл ответ, что по закону после истечения срока действия свидетельства и не прошедший периодическую поверку счётчик непригоден к применению в сфере государственного регулирования, и его показания не могут быть использованы. А все обязанности по его эксплуатации, сохранности и пр. возлагаются на собственника. Но помимо этого, в Постановлении Правительства РФ есть обязательства и для самих энергетиков. А именно: уведомить собственника, если до очередной проверки прибора учёта в эксплуатации останется менее календарного года. Но этого не сделали. Вопрос, по какой причине, так и остался без ответа.
По всей видимости, муниципальным предприятиям и организациям договориться с энергетиками будет проще. А вот что ждёт представителей малого и среднего бизнеса — не вполне понятно. Ведь на территории Краснокамского района совсем не много таких предприятий. И если есть реальная угроза, что ещё десяток-другой из них закроется, то и без того напряжённая социальная ситуация ещё ухудшится.
Как могут помочь в решении этого вопроса местные власти — это решать им. Но сами предприниматели, хотя и не согласны с «узаконенными поборами», пока не обращались ни в один надзорный или судебный орган.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео