ФАС предлагает провести четкую черту между госзакупками и концессиями

МОСКВА, 21 мар — РИА Новости. Глава Федеральной антимонопольной службы России (ФАС) РФ Игорь Артемьев считает важным провести черту между госзакупками и концессиями в российском законодательстве. Выступая на коллегии Минэкономразвития, посвященной государственно-частному партнерству, Артемьев напомнил о ситуации, которая недавно произошла в Башкирии. Ранее ФАС аннулировала конкурс госкомитета Башкирии на заключение концессионного соглашения о финансировании и строительстве автодороги Стерлитамак-Магнитогорск в связи с тем, что "по данному соглашению расходы на работы должны были полностью покрываться из бюджета, частных инвестиций не предусматривалось". Расход бюджетных средств республики в ближайшие 15 лет составил бы в таком случае около 22 миллиардов рублей, сообщала служба. Ранее в интервью РИА Новости исполнительный вице-президент Газпромбанка и начальник центра ГЧП Алексей Чичканов заявил, что банкам, участвующим в финансировании инфраструктуры в рамках концессий и проектов государственно-частного партнерства, придется выставлять в качестве отдельной ковенанты положительное решения суда по спору ФАС и госкомитета Башкирии. По словам Чичканова, ковенанты заключаются в том, что либо суд должен признать неправоту ФАС по "башкирскому делу", либо должны быть внесены изменения в закон о концессиях, регламентирующие правомерность 100% возмещения затрат концессионера из бюджета (платы концедента). "Концессия является ничем иным, как арендой с инвестиционными условиями и соответственно должна быть аренда, должны быть инвестиционные условия, а если это не инвестор, а все за счет бюджета, тогда какой он инвестор, арендатор? Где арендная плата и все остальное?", — сказал Артемьев. "Самое главное, что мы, наверное, должны в ближайшем будущем сделать — это провести очень ясную и четкую черту, чтобы никого не вводить в заблуждение, — между госзакупками и концессиями", — добавил он. По его словам, отсутствие разницы в законодательстве о госзакупках и концессиях помимо прочего приводит к тому, что на аукционах происходит выбор заранее известной компании, а также увеличиваются затраты на реализацию проекта. Артемьев подчеркнул, что ФАС является сторонником концессии, но в ситуации со 100% финансированием проектов из бюджета говорить о концессии не приходится: "это больше похоже на имитацию концессии", заметил он. В свою очередь заместитель министра экономического развития Станислав Воскресенский отметил, что министерство совместно с ФАС оперативно сформируют рабочую группу для рассмотрения норм, по которым можно будет провести границу между госзакупками и концессиями. При этом, по словам Воскресенского, концессия от госзакупок отличается уровнем риска, которые в концессиях значительно выше. Глава Минтранса Максим Соколов согласился с тем, что необходимо внести поправки в действующее законодательство о концессии, чтобы снять существующие разногласия. "Чтобы не возникало рисков, что данные проекты могут быть переквалифицированы из концессий в госзакупки, я считаю, необходимо уточнить и более четко прописать в законодательстве", — сказал Соколов.