ФАС влезла в «одно окно» ОАО РЖД

Служба начала проверки в ЦФТО Федеральная антимонопольная служба (ФАС) провела выемки документов в структуре ОАО РЖД, выполняющей функцию «одного окна» при работе с грузоотправителями — Центре фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО). В службе пояснили, что проводят проверки по факту возможного антиконкурентного соглашения операторов подвижного состава, где ЦФТО могла выступать координатором. Источники “Ъ” не исключили, что дело может быть связано и с претензиями ФАС к ценовой политике входящей в ОАО РЖД Федеральной грузовой компании. ФАС проводит проверку в Центре фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) ОАО РЖД — филиале монополии, являющемся «одним окном» для обслуживания заказов на перевозку грузов. Источник, знакомый с ситуацией, рассказал “Ъ”, что в ЦФТО проходит выемка документов, с санкции ФАС изымаются диски, документы со столов. В ФАС “Ъ” сообщили, что служба «проводит проверки по факту возможного антиконкурентного соглашения операторов подвижного состава». «ЦФТО проверяется на предмет возможной координации участников этого соглашения,— добавляют в службе.— ОАО РЖД в данном потенциальном сговоре не подозревается, и проверок в отношении компании не проводится». Как сообщили в ФАС, результат проверки будет обнародован не ранее чем через месяц. В ОАО РЖД “Ъ” сказали, что «проходит очередная проверка ФАС, которая займет около месяца». Все необходимые документы предоставляются, говорят в монополии, «компания оказывает содействие представителям ведомства». Источник “Ъ”, знакомый с позицией монополии, ранее рассказывал, что ФАС стремится к тому, чтобы договоры между грузоотправителями, операторами и ОАО РЖД происходили максимально обезличенно, по возможности через торги, минуя любые структуры, напоминающие «одно окно». Вместе с тем ранее ЦФТО в делах ФАС не фигурировал. Источники “Ъ” на рынке полагают, что проверка может быть связана с делом Федеральной грузовой компании (ФГК, дочерняя компания ОАО РЖД). В октябре 2016 года ФАС возбудила дело в отношении ФГК за нарушение поведенческих условий, выставленных при привлечении в аренду парка «УВЗ-Логистик». Тогда ФГК и ОАО РЖД обязали при повышении среднеквартальной цены аренды вагонов год к году более чем на 7,5% как минимум за 15 дней предоставить ФАС экономическое обоснование (в ФГК говорили, что все предоставили). А заявители — «Хмелинецкий карьер» и «Карьер Ольшанский» — утверждали, что с апреля по июнь 2016 года ФГК увеличивала ставку на полувагоны так, что к июню она стала в 2,2–2,5 раза выше цен июня 2015 года. В ноябре по обращению тех же заявителей ФАС возбудила дело уже против ФГК и ОАО РЖД по признакам злоупотребления доминирующим положением, подозревая оператора в установлении монопольно высокой цены на предоставление полувагонов под минерально-строительные грузы (см. “Ъ” от 19 ноября). Рассмотрение дела 3 марта было вновь отложено — до 7 апреля, в рамках дела затребованы документы не только у ОАО РЖД и ФГК, но и у Первой грузовой компании (ПГК) Владимира Лисина, Новой перевозочной компании (НПК, входит в Globaltrans), СУЭК, «ВЭБ-лизинга». Анастасия Веденеева, Анатолий Джумайло, Наталья Скорлыгина ФАС не готова на компенсации ОАО РЖД ФАС 1 марта выступила против предложений ОАО РЖД, которое, как сообщал ранее “Ъ”, предложило заложить в тарифы будущих лет компенсацию за недополученные доходы монополии за 2016 год. Глава службы Игорь Артемьев считает, что счесть запросы ОАО РЖД правомерными было бы можно, если бы ее дочерние компании, и в первую очередь Федеральная грузовая компания, не поднимали расценки на свои услуги, сводя на нет всю экономию грузоотправителей на провозной плате. Читайте подробнее Почему РЖД хотело роста тарифов без реформ рынка грузоперевозок Для целевой модели рынка грузоперевозок ОАО РЖД в ноябре 2016 года не считало нужным ни создавать конкуренцию в сегменте локомотивной тяги, ни выделять локомотивную составляющую в тарифе. В течение следующих пяти лет компания предложила ничего не делать с рынком и считала, что сама может повысить собственную эффективность. При этом ОАО РЖД хотело получить долгосрочный тариф по возможности на 1% выше инфляции. Если этого хватит для решения проблем монополии, то дальнейшая реформа не нужна, полагали в ОАО РЖД. Читайте подробнее

ФАС влезла в «одно окно» ОАО РЖД
© Коммерсант