Между "Ленэнерго" и "Звездой" выросло напряжение

Компании спорят из-за подстанции Сегодня представители петербургского завода "Звезда" и электросетевой компании "Ленэнерго" обсудят вопрос строительства новой подстанции на территории предприятия. Завод будет просить руководство "Ленэнерго" полностью профинансировать строительство подстанции из своей инвестиционной программы, аргументируя свою позицию тем, что от нее запитаны находящиеся рядом Обуховский завод, трамвайный парк и участок метрополитена. Потребность в увеличении мощности возникла из-за резкого увеличения объемов гособоронзаказа на поставку судовых двигателей, в том числе на малые ракетные корабли "Каракурты", строящиеся в Ленобласти, Татарстане и Крыму. В "Ленэнерго" категорически отказываются платить за новую подстанцию, считая ее строительство хозяйственными вопросами завода. Противоречие между производителем дизельных двигателей и сетевой компанией возникло в 2013 году, когда во время пожара на заводе выгорела работавшая там подстанция. Как рассказали представители "Ленэнерго" и завода, происшествие повлекло за собой полное отключение самого завода, а также перерыв в энергоснабжении социально значимых объектов, запитанных от электроустановок ПАО "Звезда": объекты метрополитена, трамвайный парк "Горэлектротранса", Обуховский завод. Чтобы восстановить электроснабжение, "Ленэнерго" по поручению смольнинского комитета по энергетике за свой счет запитало предприятие по временной схеме электроснабжения, используя собственные мобильные подстанции мощностью 110 кВ и блочные трансформаторные подстанции 6 кВ. Эта схема электроснабжения была признана временной, но поставка электроэнергии по ней осуществляется до сих пор. По словами основного собственника и председателя совета директоров ПАО "Звезда" Павла Плавника, сгоревшую трансформаторную подстанцию мощностью 40 МВт заменили мобильной подстанцией мощностью 25 МВт. "Надо было решать вопрос гарантированного обеспечения потребителей. Поэтому было принято решение о срочном восстановлении, но с уменьшенным объемом. С учетом активно разрастающегося жилого строительства и расширяющихся потребностей завода нужно вернуть мощность на уровень 40 МВт. А в принципе можно довести мощность новой подстанции и до 60 МВт -- современное оборудование позволяет это сделать на тех же площадях, обеспечив определенный запас мощности для района", -- объяснил господин Плавник. При этом завод хочет сохранить более дешевый тариф. "Мы получаем электроэнергию напряжением 110 кВ. Чем ниже напряжение, тем больше затраты на трансформацию энергии, тем более она дорогая", -- объяснил собственник завода. Станция принадлежит "Ленэнерго", но находится на территории "Звезды" и использует коммуникации предприятия: подвод силового кабеля и внутреннюю разводку. Сетевики утверждают, что сложившаяся ситуация приносит им необоснованные затраты на обслуживание предприятия, которые им никто не компенсирует. "Изменившаяся схема сетей, не подтверждающаяся документально, приводит к нарушению баланса интересов в расчетах за электроэнергию на несуществующих уровнях напряжения, которые ранее применялись для предприятия по 110 кВ. При этом ПАО "Звезда" за все время с момента аварии ничего не предприняло для восстановления сетевых объектов", -- сказали в "Ленэнерго". Стоимость новой подстанции стороны оценивают по-разному. Если на "Звезде" считают, что она обойдется в 150-500 млн рублей, в "Ленэнерго" утверждают, что затраты на нее достигнут 1 млрд рублей. "Звезда" заинтересована в том, чтобы "Ленэнерго" строило подстанцию за свои деньги. "У них есть для этого возможности, многомиллиардные инвестиционные программы. Вполне резонно, чтобы этот ресурс был направлен на оборонное предприятие. "Ленэнерго" получает деньги за транспортировку электричества. Если мощность будет увеличена, то, во-первых, это серьезные деньги за присоединенную энергию, во-вторых, за обслуживание этих потоков "Ленэнерго" тоже получит выручку. То есть у них есть коммерческий интерес -- все инвестиционные программы сетевых организаций построены по этому принципу", -- сказал учредитель завода "Звезда". По его словам, завод мог бы построить подстанцию, но для этого пришлось бы получить статус сетевой компании по примеру Кировского завода и заниматься непрофильной для себя деятельностью. "Мы разрабатываем необходимые технические и организационные мероприятия, которые позволят обеспечить электроснабжением все перспективные производства, находящиеся на территории ПАО "Звезда", дадут возможность дальнейшего развития предприятий оборонного комплекса -- в перспективе должны быть построены еще завод "Пульсар" и литейное производство. Суммарная мощность всех перспективных объектов составит 22 МВт", -- отметили в "Ленэнерго". Как отметил заместитель генерального директора "Ленэнерго" по реализации и развитию услуг Павел Дьяков, ПАО "Ленэнерго" готово к увеличению производственных мощностей для "Звезды" в сжатые сроки. Для этого необходима подача заявки на технологическое присоединение со стороны завода и согласование строительства новой подстанции. Но финансировать строительство сетевики не готовы. Если следовать версии "Ленэнерго", то строительство подстанции для завода за счет инвестпрограммы равносильно строительству за счет всех потребителей города. На "Звезде", в свою очередь, считают, что объект должно профинансировать "Ленэнерго", потому что от него запитаны также трамвайный парк и Обуховский завод. По мнению экспертов энергетического рынка, построить подстанцию можно только за счет завода. "В правилах технологического присоединения расписано, кто за что платит. Все платят только за усиление сети для обеспечения выдачи мощности, но не за сам объект выдачи. Если это подстанция для завода -- завод в итоге и оплачивает строительство", -- отмечает управляющий партнер Агентства энергетического анализа Алексей Преснов. Алексей Кириченко, Герман Костринский