Сибирь, целина, романтика. Как Кемерово обманул и наградил Анатолия Тё

Анатолий Тё Молодой Анатолий Тё тогда только-только окончил политехнический институт в солнечном Ташкенте и выбил себе направление на работу в столице Кузбасса. В преддверии 100-летнего юбилея города ветеран вспоминает, каким был его Кемерово. Город хороших людей Сентябрь 1958 г. На улице сильный дождь и так холодно, как будто уже поздняя осень. На улице почти никого нет. Юный узбекский паренёк Толя в одном пиджачке с фанерным чемоданчиком в руках стоит на железнодорожном вокзале Кемерова. В чемодане – направление на работу, которое он с трудом выбил на родине. Правда, как оказалось, даже с ним устроиться на завод было нелегко. «Тогда казалось: Сибирь, целина, романтика... Честно признаться, сильно растерялся, когда сюда приехал. Смотрю: всё такое серое. Тем более, куда идти и где ночевать, не знаю», – вспоминает 81-летний Анатолий Манжурович, ветеран труда. – Ты чего плачешь? - поинтересовалась незнакомая женщина. – А мне идти некуда. Я на работу устраиваться приехал. «Взяла она меня с собой. На трамвае доехали до гостиницы «Центральная» (она была на ул. Островского). Фаина Семёновна оказалась кастеляншей в ней. Приютила, накормила картошкой с огурцами. Утром всё разузнала и отправила меня в совнархоз. Он находился, где сейчас одно из зданий областной администрации, под трибуной», – рассказывает Анатолий Тё. Признаётся, что Кемерово тогда показался ему больше похожим на деревню: на месте драмтеатра тогда был частный сектор, по пр. Советскому, где сейчас стоит Макдональдс, был деревянный цирк. «Недавно проехал по городу и не узнал его. Всё застроено. А ведь всего 40 лет назад на месте пр. Московского был частный сектор, а на месте «Шалготарьяна» – поля да пастбища», – вспоминает ветеран. В совнархоз пришлось сходить несколько раз. Первое время Анатолия направляли на разные заводы, предлагали даже уехать в Киселёвск. А потом, как считает сам кемеровчанин, чудом взяли в литейный цех крупного кемеровского завода «Кузбассэлектромотор» (завод эвакуировали в Кемерово в 1941 г.). Выделили сначала общежитие, а потом квартиру в доме по ул. Весенней, 7. Не прогадали: Анатолий Манжурович проработал на заводе 40 лет, 17 из которых – директором предприятия. «Меня много раз пытались отсюда выманить: в Ташкент директором завода звали, в Москву (даже квартиру предлагали). Не согласился, потому что я – кемеровчанин», – говорит Анатолий Манжурович. По его словам, здесь на его пути всегда попадались хорошие люди, готовые помочь. Завод «гремел» «Там, где сегодня «Облака» и ТЦ «Я», был большой частный сектор, а сам «КЭМЗ» находился в глубине. По площади он был небольшим, хотя трудились там 5 тыс. человек! Завод работал круглосуточно, в три смены, без выходных. Работяги «облизывали» каждую деталь. Брака у нас практически не было! Завод даже наградили орденом Ленина. Он хранится на Красной Горке», – рассказывает Анатолий Манжурович. «КЭМЗ», вспоминает ветеран, участвовал во всех городских событиях, во всех стройках. Поэтому когда в 1961 г. в Кемерове лопнул мост из-за сильного мороза (тогда долгое время держалась низкая температура, доходила до -47°С), заводчанам поручили его починить. Справились. «Нас знала вся страна. Когда строили Дворец съездов в Кремле, нам заказали двигатели для эскалаторов. Они до сих пор там работают. Также наши двигатели стоят на насосах атомного ледокола «Ленин». Только официальная гарантия на такие изделия была 17 лет. И не дай бог что-то где-то чихнёт – директор будет отвечать. Много двигателей мы делали и для заграницы. Например, специалистами в области угольных комбайнов были канадцы и американцы. Так вот для комбайнов они заказывали наши двигатели. Жизнь была интересная, мы чувствовали, что нужны», – вспоминает ветеран. «Души разорили» «Завод развивался, а я был непосредственным участником этого развития. Кстати, когда уходил с предприятия в 1997 г., был девятым директором. Руководство гарантировало стабильность, а потом всё разрушилось. До 2013 г., когда завод окончательно закрыли, поменялось 19 руководителей!» – говорит Анатолий Манжурович. Сегодня он сожалеет об утраченном - о заводской славе, о талантливых инженерах, которым приходится работать на городских рынках, о душах людей: «Как всё хорошо начиналось! Мы думали, что плавно придём к лучшей жизни. В конце 80-х Совет министров даже выпустил постановление о подготовке руководителей предприятий. Нас направили в калифорнийскую бизнес-академию. Но в какой-то момент всё свернули. Потом и завод, можно сказать, исчез. Но самое страшное, что разорили души. Люди стали другими, озлобленными. Завод и станок можно сделать. А как души восстановить?»

Сибирь, целина, романтика. Как Кемерово обманул и наградил Анатолия Тё
© АиФ Кузбасс