Эксперты: продление льготного периода в системе "Платон" можно считать компромиссом

Правительство РФ приняло решение о продлении льготного периода в системе "Платон": с 15 апреля тариф за проезд большегрузов массой выше 12 тонн за проезд по федеральным трассам составит 1,91 руб./км вместо изначально запланированных 3,06 руб./км. Эксперты по-разному оценивают последствия этого решения для перевозчиков и дорожно-строительной отрасли.

Эксперты: продление льготного периода в системе "Платон" можно считать компромиссом
© РИА Новости

Равные условия для всех

В частности, бизнес-омбудсмен Борис Титов считает, что нужно повышать эффективность самого "Платона" и усилить контроль за нарушителями системы, так как на рынке по-прежнему есть игроки, которые используют федеральные трассы в коммерческих целях, но отказываются возмещать приносимый дорогам вред. "По нашей инициативе тариф был оставлен на первоначальном уровне, хотя он должен был быть поднят еще в прошлом году. Я считаю, что нужно повышать эффективность самого "Платона", потому что сегодня существует рынок официальный, где крупные перевозчики в основном идут по пути полной оплаты "Платона", у них нет другого пути, и рынок, который по-прежнему использует возможности, и в "Платон" не платит, и пока могут избегать контроля", - заявил он журналистам. Титов отметил, что распространение системы "Платон" на региональные и муниципальные дороги нежелательно, так как это довольно сложно для внедрения в таком масштабе. "Я бы предостерег от распространения "Платона" на региональные и муниципальные дороги, потому что это будет очень сложно", - пояснил Титов.

"Платон" в интересах дорожной отрасли

В свою очередь, директор института экономики транспорта и транспортной политики в составе ВШЭ и председатель общественного совета Минтранса РФ Михаил Блинкин считает индексацию тарифа в системе "Платон" компромиссным решением, так как со стороны дорожного хозяйства решение тяжелое, негативное, а со стороны перевозчиков - позитивное. "Правительство приняло очень тяжелое компромиссное решение, потому что платежи с тяжелых грузовиков (если говорить об экономической стороне дела, сколько проехал - столько заплатил) - абсолютно разумная вещь, потому что за любую инфраструктурную услугу человечество платит ", - пояснил он. По мнению Блинкина, под тариф 3,06 руб. за километр рассчитывали, сколько денег попадет в определенный дорожный фонд субъекта федерации. И собрать запланированные средства в дорожный фонд - в интересах не только дорожного хозяйства, но и страны в целом. Так, по данным компании-оператора системы "Платон" ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы" (РТИТС) сборы системы "Платон" за 2016 год составили 18 млрд рублей. В 2017 году, по словам министра транспорта РФ Максима Соколова, с учетом индексации тарифа до 1,91 руб./км система соберет около 23 млрд рублей. По данным Федерального дорожного агентства (Росавтодор), в 2016 году за счет сборов системы "Платон" было отремонтировано 1000 самых проблемных дорог в 40 городах и регионах России.

Взгляд перевозчиков

Один из ведущих транспортно-логистических операторов России - группа компаний "Деловые Линии" - положительно относится к решению правительства об изменении уровня тарифа, так как это даст возможность подготовиться к изменениям в отрасли и избежать повышенной нагрузки в период действия традиционных весенних ограничений. "Мы приветствуем решение о 25-процентной индексации тарифа "Платона", как минимум, по двум причинам. Во-первых, оно дает транспортным компаниям больше возможностей и времени, чтобы адекватно подготовиться к грядущим изменениям в отрасли. Во-вторых, переход на 100-процентный тариф в период действия традиционных весенних ограничений (так называемая "просушка") создал бы дополнительную нагрузку на транспортные компании и неизбежно привел бы к значительному росту тарифов. Ступенчатая индексация дает компаниям возможность плавно адаптировать свои цены, тем самым демпфируя воздействие на конечного потребителя", - прокомментировал директор службы по связям с общественностью группы компаний "Деловые линии" Семен Селиванов.