Аниматоров приравняют к IT-специалистам

Анимационным студиям помогут льготами. Минэкономразвития предлагает по аналогии с IT-компаниями временно снизить для аниматоров размер страховых взносов с 30 до 14%. Как пояснили «Известиям» в пресс-службе ведомства, сейчас этот вопрос «прорабатывается». Льготы, которых аниматоры добиваются уже не один год, помогут компаниям высвободить дополнительные средства и инвестировать их в производство, считает Сергей Сельянов, председатель правления Ассоциации продюсеров кино и ТВ (АПКиТ) и соучредитель анимационной студии «Мельница» (на ее счету франшизы про трех богатырей и Ивана-царевича). ― Около 80% себестоимости анимационного фильма ― это фонд оплаты труда. Иными словами, главный ресурс здесь ― человеческий капитал, с которого и идут самые большие отчисления ― подчеркнул продюсер. ― Например, если у вас в производстве основной ресурс ― это сырье (нефть, металл и т.д.), вы находитесь в гораздо более выгодном положении. Налоги просто несопоставимы. В случае если этот законопроект будет принят, мы сможем повысить зарплаты, а также больше вкладывать в «картинку». ― Уменьшение налоговой нагрузки положительно отразится на всей отрасли, ― также уверен Юрий Москвин, генпродюсер Wizart (франшизы «Снежная королева», «Волки и овцы»). ― За счет этого мы сможем производить более конкурентные проекты и быть востребованными по всему миру. Кроме того, теперь IT-индустрии станет труднее переманивать к себе специалистов, пояснил Дмитрий Ловейко, управляющий директор компании «Анимаккорд» (выпускает сериал «Маша и Медведь») и член правления Ассоциации анимационного кино. ― Современная анимация очень компьютеризирована, здесь уровень использования компьютеров такой же, как в IT-отрасли, и получается, что компьютерному специалисту выгоднее работать в IT, поскольку там могут вследствие налоговых льгот предложить лучшие условия по оплате, ― говорит продюсер. ― Поэтому снижение ЕСН (Единого социального налога) до 14% ― это серьезная помощь в привлечении и специалистов, и инвестиций в анимационные проекты. Снижение страховых взносов ― не единственное, чем может помочь государство аниматорам. Сегодня анимационные компании имеют всего одну льготу: если получить статус национального фильма, в случае продажи прав на фильм в целом можно не платить НДС. Однако эта льгота не действует на использование образов персонажей, музыки и т.д. при производстве игрушек и прочих товаров, а это ― до 2/3 от общей суммы доходов, отмечает Дмитрий Ловейко. ― Есть другие виды государственной поддержки, необходимые отрасли. Во-первых, это снижение НДС до 0% для национальных фильмов в области лицензирования детских товаров и услуг. Далее, это поддержка продвижения наших проектов за рубежом, например, в виде компенсации затрат студий на защиту интеллектуальной собственности вне территории РФ, а также компенсация затрат на дублирование фильма, ― говорит Ловейко. ― Когда фильм или сериал получает интерес аудитории за рубежом, из-за существования нескольких параллельных видов коммуникаций (ТВ, видео по запросу, кинопрокат, интернет и т.д.) дубляж должен быть одинаковым для всех видов коммуникаций, поэтому он ложится на затраты правообладателя, то есть студии. За последние годы российская анимация преодолела национальные границы, растет количественно и качественно, поэтому ей необходимо внимание государства, считает Сельянов. ― Анимация и студии компьютерной графики (которые также вынуждены конкурировать за специалистов с IT-отраслью) ― это мощные драйверы развития индустрии, ― подчеркнул продюсер. ― Почему несколько лет назад мы весьма уверенно вышли на международные рынки? Потому что мы находимся на хорошем уровне. А когда есть точка силы ― нужно вкладывать туда новые ресурсы, чтобы развитие шло быстрее. Это дальновидно с государственной точки зрения. По оценке экспертов, сейчас в отрасли занято примерно 2,5–3 тыс. человек. Ежегодно их усилиями в России производится около 60–70 часов анимации (общемировое производство ― 20 тыс. часов). В последние годы больших международных успехов добились несколько российских брендов ― сериалы «Маша и Медведь», «Смешарики», франшиза «Снежная королева» и др. В марте 2017 года 17-я серия «Маши и Медведя» ― «Маша плюс каша» ― только на официальном канале в YouTube набрала более 2 млрд просмотров. Это лучший результат для русскоязычного ролика и пятый за всю историю YouTube.