Бренд «Проверено в Арктике» скоро встанет в один ряд с брендом «Сделано в России»

Российская Арктика – регион с уникальными природными запасами и климатическими условиями. В конце прошлого года вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин заявил, что региону необходим мощный прорыв, в котором должен принять участие и бизнес. Корреспондент ФБА «Экономика сегодня» узнала у директора департамента региональной промышленной политики Минпромторга России Алексея Беспрозванных об условиях для развития бизнеса в Арктике. Директора департамента региональной промышленной политики Минпромторга РФ Алексей Беспрозванных - Какие возможности есть у малого и среднего бизнеса в российской Арктике? - На сегодняшний день создается программа по развитию среднего и малого бизнеса в Арктике. Безусловно, развитие будет идти по 8 опорным зонам: «Кольской», «Архангельской», «Ненецкой», «Воркутинской», «Чукотской», «Ямало-Ненецкой», «Таймыро-Туруханской» и «Северо-Якутской». Но также есть и второе направление развитие бизнеса – через якорные предприятия. То есть, через предприятия, которые формируют заказ для группы других предприятий. Яркий пример такого сотрудничества представляет ПАО «Норникель». Программа будет дополнена мерами поддержки и с точки зрения Корпорации малого и среднего бизнеса, так как ее мероприятия распространяются на все зоны арктического региона. Также в помощь этим субъектам федерации предоставлен региональный план развития промышленности, обеспечивающий условия для работы предприятиям малого и среднего бизнеса. Сегодня это все называется кластерной политикой, которую проводит Министерство Промышленности и торговли РФ по существующей программе поддержки. Именно она и станет неким базисом для формирования коопераций разных бизнесов в приарктических регионах. Это может быть и строительный бизнес, и бизнес сферы услуг, и многие другие виды бизнесов. Все это нужно предпринимателям кооперировать в отдельный кластер, а затем выходить на существующие меры поддержки. Возможности, поверьте, широки. - Какие преимущества получают предприятия, вступающие в кластер? - Промышленные кластеры приступили к своей работе только в январе 2017 года. В Архангельской области активно работают два кластера. Один занимается судостроением, другой - лесопереработкой. Суть этих кластеров заключается в объединении ремонтных предприятий и предприятий лесопереработки. Замечу, что считается экономика не всего кластера, а предприятия. В этом подходе есть свои плюсы. Первый в том, что предприятие свою силу кооперирует: не нужно закупать оборудование каждой организации, то есть если оборудование может поставить одно предприятие, то оно и изготавливает его для других. Второй плюс в поддержке Министерства промышленности и предпринимательства. Объединившись в кластер, предприятия могут рассчитывать на три меры поддержки кластерных проектов. Например, один из них - господдержка: группа предприятий формирует свой проект по производству чего-либо, все предприятия этого кластера формируют проект на поддержку. Министерство промышленности и торговли его изучает и выделяет средства на реализацию. - В каких суммах исчисляется господдержка? - Ограничений нет. Но отмечу, что мы поддерживали те проекты, где есть четкое обоснование того, какие затраты будут привнесены. Важен четкий проект с описанием того, что будет сделано, на что требуются средства. Необходимо, чтобы были указаны основные параметры предполагаемых затрат. Также требуется присутствие ключевых показателей эффективности по проекту – речь идет о бизнес-показателях, которые компании определили в этом проекте. По его достижению мы понимаем, успешен или не успешен проект, и эффективны ли меры поддержки. Здесь, наверное, нужно исключить способ получения безвозвратных средств. Важно, чтобы деньги получали предприниматели под обоснованные проекты с рассчитанной налоговой базой, чтобы было понятно, какое количество рабочих мест они создадут. На гусеничной технике, которая работает в жестких климатических условиях, может появиться знак "Проверено в Арктике" - Есть ли уже компании, которые прошли этот путь и получили господдержку? - У нас много примеров по территории России, которые мы транслируем как лучшую практику в форме кооперации. Понятно, что это отдельный формат. Но он дает возможность предпринимателям изучать то, что происходит в России. Хотя бизнес в Арктике непростой. Этот регион сильно отличается от других и специфическим климатом, и непростой логистикой. - Логистикой? Если брать как пример Мурманскую область, ведь там есть и модернизированное Ленинградское шоссе, и Северный Морской флот, и международный аэропорт «Мурмаши»… - В Мурманской области – да, но, в той же Якутии эта проблема очевидна. - А если посмотреть на Архангельскую область, то… - … то можно увидеть, что этот регион активно использует все предоставляемые возможности, имея уже два кластера. Архангельскую модель развития территорий мы сейчас транслируем на другие регионы, обсуждаем развитие бизнеса по архангельскому сценарию. - На последнем Гайдаровском форуме декларировалось, что России необходим технологический прорыв. Готовы ли к нему арктические регионы? - Арктика – это уникальная зона, где мы можем проверять и применять наши технологии в созданных полигонах. Арктика как раз и будет являться территорий для технологических прорывов. Все, что сегодня изобретено для сложных климатических условий, будет апробироваться в этих арктических зонах. Мы будем ставить знак качества «Проверено в Арктике». - Когда мы увидим этот бренд? На каких продуктах он будет ставиться? - Пока он в разработке. Этот знак можно будет увидеть, например, на гусеничной технике, которая работает в жестких климатических условиях. Уже сегодня идет работа над такой техникой. Испытав ее в Арктике, мы можем выйти на международный рынок.

Бренд «Проверено в Арктике» скоро встанет в один ряд с брендом «Сделано в России»
© ФБА "Экономика сегодня"