Дмитрий Гогин: качество продукции для госрезерва имеет особое значение

Об интересах Федерального агентства по государственным резервам (Росрезерва) в Арктическом регионе, методах оценки качества продукции, гуманитарной помощи другим странам и импортозамещении в госрезервах страны в интервью ТАСС на Международном арктическом форуме "Арктика — территория диалога" рассказал глава ведомства Дмитрий Гогин. — Вы приехали на Международный арктический форум "Арктика — территория диалога" с какими-то конкретными предложениями? В чем они заключаются? Какие интересы и цели у Росрезерва в Арктическом регионе? — Сегодня перед нашим государством поставлена задача эффективного использования и развития потенциала Арктического региона, и каждое ведомство вносит свой вклад в эту общую работу. В настоящий момент Росрезерв совместно с Минэкономразвития и субъектами РФ, входящими в зону Крайнего Севера, прорабатывает вопросы использования запасов государственного резерва в рамках "Северного завоза". Кроме того, ведется работа на перспективу. Реализация в Арктике проектов в энергетической, транспортной и других сферах неизбежно потребует надежного функционирования систем жизнеобеспечения, в том числе создания запасов для населения, исследовательских и спасательных служб. Для этого необходима разработка методологических основ эффективного управления резервами в экстремальных условиях Арктической зоны. Росрезерв проводит исследования в области длительного хранения продовольственных и промышленных товаров в условиях вечной мерзлоты с 1974 года. В рамках долгосрочной научной программы, которую выполняет наш подведомственный научно-исследовательский институт совместно с рядом НИИ пищевой отрасли, состоялось пять экспедиций к экспериментальному хранилищу на полуострове Таймыр. Исследуется влияние отрицательных температур на качество продукции, возможности использования различных видов тары и упаковки. Кроме того, ведется наблюдение за колебаниями температур, изучается характер климатических изменений в регионе. — Как отбираются поставщики продукции в государственный резерв и как ведется работа с ними? — Для системы государственного материального резерва качество продукции, закладываемой на хранение, имеет особое значение. В чрезвычайной ситуации у нас нет права на ошибку — помощь, направляемая к месту бедствия, должна быть безопасной и действенной. Для нас это означает, что наряду с высокими потребительскими свойствами товары, поступающие в хранилища, должны характеризоваться способностью к длительному хранению. Как правило, такая продукция изготавливается из более качественного исходного сырья и имеет более высокие показатели по сортности. ГОСТ — это обязательный минимум. Дополнительные требования предъявляются также к таре и упаковке. Обеспечение качества и безопасности продукции, закладываемой и выпускаемой из государственного резерва, является важнейшей задачей системы и одним из показателей эффективности ее работы в целом. Сегодня актуальность этой задачи возрастает многократно, что обусловлено сложившейся на рынке общей тенденцией к снижению качества. Десятилетиями в системе складывалась уникальная система контроля, предотвращающая попадание некачественной продукции на склады. Состояние товаров проверяется при приемке на хранение, в течение всего срока хранения и при выпуске. При обнаружении брака на любом из этапов поставщик обязан заменить всю партию и уплатить в бюджет штраф, размер которого может достигать 20% от стоимости партии. Так указывает закон "О государственном материальном резерве". Определяются поставщики по итогам аукционов, которые проводятся в соответствии с ФЗ-44. Единственное ограничение для участников — это наличие лицензии на работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Как правило, наши поставщики — это крупные отечественные производители. Только им под силу выполнить все требования Росрезерва к качеству и обеспечить гарантии на весь срок хранения. Недобросовестных дельцов строгий контроль и угроза штрафов отпугивают уже на начальном этапе. Чтобы убедиться в своей способности производить продукцию, соответствующую высоким требованиям, многие компании проходят экспертизу в нашем ведомственном научно-исследовательском институте (НИИ проблем хранения Росрезерва). Подчеркиваю, экспертиза носит исключительно добровольный характер, тем не менее многие потенциальные поставщики пользуются такой возможностью, чтобы избежать проблем в будущем. В НИИ проблем хранения раз в год проходят встречи поставщиков отдельных видов продовольственных товаров, посвященные оценке качества продукции, заложенной на хранение в текущем году. Процедура абсолютно объективная, сами поставщики вместе с экспертами НИИПХ выставляют оценки образцам, скрытым за номерами. Цель — определить лидеров по качеству, дать ориентир остальным. — Сколько тонн продовольствия было направлено в прошлом году и в первом квартале в качестве гуманитарных грузов? В какие страны? — Оказание гуманитарной помощи и обеспечение первоочередных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций — наиболее востребованные функции государственного материального резерва в мирное время. В 2016 году запасы привлекались для оказания помощи Бурятии и Забайкальскому краю, пострадавшим от лесных пожаров. Нефтепродукты, продовольствие и техника направлялись в Приморский край в связи с наводнением. Иммунобиологические препараты получили жители Дагестана, когда там осложнилась эпидемическая ситуация по острым кишечным инфекциям. Общая стоимость материальных ценностей, направленных Росрезервом в регионы Российской Федерации в 2016 году, составила более 170 млн рублей. В 2016 году Росрезерв принимал участие в 10 гуманитарных акциях по оказанию помощи населению 6 зарубежных стран, пострадавшему от природных катастроф и вооруженных конфликтов. Более 4 250 тонн гуманитарных грузов было направлено в Таджикистан, Эквадор, Северную Корею, Македонию и другие страны. В 2017 году помощь из государственного резерва получили районы Таджикистана, пострадавшие от схода снежных лавин. — С этого года Росрезерву переданы функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере управления государственным материальным резервом, которая ранее была закреплена за министерством экономического развития Российской Федерации. Можете рассказать, какие законопроекты сейчас разрабатываются? — Переход агентства в ведение правительства потребовал внесения существенных корректив в нормативно-правовые акты. Все необходимые мероприятия в этой сфере были выполнены в соответствии с утвержденным графиком к 1 февраля 2017 года. В 2017 году с учетом расширения полномочий Росрезерва и новых задач, стоящих перед системой, представляется необходимым внесение изменений в ряд нормативно-правовых актов, в том числе в Федеральный закон "О государственном материальном резерве". Предложения пока находятся в стадии проработки. — Какова доля импортных товаров в материальных госрезервах страны? Есть ли динамика к сокращению их доли? — Товары импортного производства закладываются в государственный материальный резерв только в случае, если данный стратегически важный товар не производится на территории страны или производится в недостаточном количестве. Чтобы запасы государственного резерва в случае необходимости могли оперативно использоваться для решения задач обеспечения экономической стабильности и независимости страны, перечень товаров и материалов, подлежащих хранению, постоянно поддерживается в актуальном состоянии. Так, например, по итогам пересмотра номенклатуры, проведенного совместно с Минпромторгом в 2016 году увеличено накопление товаров промышленной группы. Речь идет о металлах и металлопродукции, которые сегодня не производятся на территории страны, но широко используются в производстве. — В прошлом году вы говорили, что продолжается модернизация основных фондов, расширяется сеть объектов Росрезерва. Можете ли привести примеры ввода новых объектов в прошлом и в этом году? Какие планы по модернизации? — Сеть предприятий системы государственного материального резерва сформировалась к 70-м годам прошлого века, а многие комбинаты строились еще раньше — в 40-50-х. Поэтому работа по ремонту и модернизации объектов ведется постоянно и планомерно. Только в 2016 году после капитального ремонта введены в эксплуатацию 10 объектов капитального строительства. Впервые за долгие годы для Росрезерва стали актуальны вопросы строительства новых комбинатов на западных и восточных рубежах страны. Наша цель — создание условий для бесперебойного снабжения силовых структур, поддержания продовольственной и энергетической безопасности регионов, обеспечения работ по ликвидации возможных стихийных бедствий. Росрезерв не раз доказывал свою способность разворачивать инфраструктуру для обслуживания государственных запасов в самые сжатые сроки. В 2014 году был создан комбинат в Крыму. После завершения в 2016 году второй очереди его ремонта мы смогли отчитаться о своем вкладе в выполнение поручения правительства по обеспечению устойчивого функционирования топливно-энергетического комплекса Крыма и накоплению запасов нефтепродуктов на полуострове. Ранее в Крыму уже были созданы необходимые запасы продовольствия государственного резерва. — Резервы могут использоваться для регулирующего воздействия на рынок, если возникает необходимость принятия экстренных мер для защиты населения от роста цен на социально значимые товары. Когда последний раз использовались матрезервы в РФ с такими целями? — Механизм товарных интервенций применялся в конце 2013 года в Хабаровском крае, Амурской и Еврейской автономной областях, пострадавших от наводнения. Необходимо было предотвратить угрозу скачка цен на социально значимые товары. Действовали на опережение. По решению правительства из госрезерва было выделено 39,5 тысяч тонн продуктов питания. Товары поступали в торговые сети и производителям пищевой отрасли региона. Практика показала, что такая своевременная поддержка со стороны государства была позитивно воспринята населением и позволила сдержать цены. Беседовала Лана Самарина

Дмитрий Гогин: качество продукции для госрезерва имеет особое значение
© ТАСС