Туристы узнают, сколько на них зарабатывают турагенты

Чем грозит рознице электронная путёвка Выясняются новые подробности о том, что сулит турагентствам система «Электронная путёвка». Туристам может стать доступна информация о размере вашей комиссии, а их телефоны и электронные адреса сдадут туроператорам. Так записано в проекте постановления Правительства РФ. Впрочем, пока ещё предпринимаются попытки его изменить. Открыть туристам размер агентской комиссии? Набирает обороты конфликт вокруг электронной путёвки. В апреле состоится суд между компанией «Астерос», которая выиграла тендеры на реализацию этого проекта общей стоимостью 500 000 000 руб., и её подрядчиком – «Аэронавигатором», взявшимся написать софт за 65 000 000. Тем временем Минкульт создаёт нормативно-правовую базу для внедрения разработки, и по ходу дела возникают новые, весьма важные для рынка обстоятельства. В частности, уже готов проект постановления Правительства РФ о функционировании системы «Электронная путёвка». Его читали в Ростуризме, а также в Комитете по информационным технологиям при «Турпомощи». Ознакомились и некоторые независимые эксперты. Общий вывод такой: в документе есть пункты, которые несут прямую угрозу турагентскому сообществу. Начнём с того, что авторы этого проекта хотят сделать доступной для потребителя информацию о размере агентской комиссии по каждому туру. То есть в рамках системы «Электронная путёвка» для каждого туриста предполагается создавать личный кабинет, где можно будет увидеть, какую часть полученных денег агент направил туроператору, а сколько оставил себе. Как вам подобная идея? Размер комиссионного вознаграждения – это не просто коммерческая информация, это самая главная тайна в отношениях розничной компании с туристами. Конечно, клиент понимает, что его обслуживают не бесплатно, но знание конкретной суммы, которая уходит продавцу, – слишком тяжёлый груз для психики большинства потребителей. Они будут с новой силой выбивать у турагентов скидки и укрепятся во мнении, что надо как-то бронировать услуги «без посредников». Игорь Козлов, председатель Комитета по информационным технологиям при «Турпомощи», признаёт: не следует раскрывать клиентам размера агентской комиссии. В системе «Электронная путёвка» должна отражаться только конечная стоимость тура. «Мои коллеги по комитету придерживаются аналогичной точки зрения, мы уже подготовили предложения в Минкульт о внесении соответствующих корректив в проект постановления о функционировании системы». Слить контакты клиентов туроператорам? Ещё один потенциально вредный для турагентств пункт постановления гласит, что идентификация клиентов в системе «Электронная путёвка» будет происходить по их телефонам и электронным адресам. И вся эта информация будет аккумулироваться у туроператоров. Соответственно, любые усилия розничных компаний по сокрытию контактных данных клиентов потеряют смысл, и производители получат новый импульс для развития прямых продаж, комментирует Георгий Мохов, учредитель юридического агентства «Персона Грата». По его мнению, в среднесрочной перспективе это обернётся вымыванием с рынка значительной части розницы – первыми пострадают независимые продавцы, потом начнут схлопываться и сети. У туроператоров – иная точка зрения. «Массово переходить на розничные продажи никто не готов, – полагает, в частности, Игорь Козлов. – Крупные производители давно обзавелись технологиями работы с частным клиентом, но применяют их лишь как вспомогательные инструменты. Например, у «Пегаса» своя розница уже в течение нескольких лет даёт не более 5–7 % от общего турпотока, и тенденции к значительному росту нет. Словом, я не считаю, что передача производителям контактных данных туристов будет иметь серьёзные последствия для розницы». Если сами представители турагентского бизнеса так не считают и хотят предотвратить слив клиентских данных поставщикам, то им стоило бы проявить инициативу, чтобы донести свою позицию до Минкульта. Потому что ждать в этом деле активности со стороны туроператорского сообщества бессмысленно. Всех – отцифровать В проекте постановления есть и другие «узкие» места. Например, он предполагает наличие у клиентов электронно-цифровой подписи, а её далеко не все имеют. И это станет проблемой, если внедрять электронную путёвку в обязательном порядке и в масштабах страны. Далее. Как выясняется, разработанный для этого проекта софт не предполагает стыковки с системами межведомственного информационного обмена (базами МИД, ФСБ, полиции, налоговых и других органов). А такая техническая возможность необходима, если электронной путёвке планируется придать статус ГИС – государственной информационной системы, как прописано в проекте минкультовского постановления. Кроме того, непонятно, как будет организовано финансирование. Если развивать тему ГИС, то содержать и обслуживать электронную путёвку предстоит на средства из федерального бюджета. А их нет, и не предвидится – как следует из самого же текста постановления. Словом, вопросов много. Более подробно тему электронной путёвки и её последствий для розничного рынка мы раскроем в рамках редакционного вебинара на TourDom.ru. Дату сообщим дополнительно. А пока предлагаем вам высказаться на тему: что будет, если туроператоры получат полный доступ к контактам клиентов от своих розничных партнёров? Участвуйте в опросе.