Анекдоты теперь похожи на новости

В Школе гуманитарных исследований я руковожу исследовательской группой «Мониторинг актуального фольклора», которая в числе прочего изучает и анекдоты. Многим кажется, что работа фольклориста — сплошное развлечение. Записывай себе «сказки, легенды, тосты». Люди удивляются, когда узнают, что здесь не обойтись без специальных замеров, статистического анализа, рейтингов. Изучение анекдотов — дело серьезное, этот жанр отражает болезненные точки общества.Сегодня анекдот «живет» прежде всего в социальных сетях. Сама реальность соцсетей порождает анекдоты, даже с участием исторических лиц. Например, «Уверен, что Иосифу Виссарионовичу понравилось бы слово «гиперссылка». Или — коллаж из разных вариантов фотографии Сталина, на которых одного за другим ретушируют его репрессированных соратников, и подпись: «Вот что значит — «удалить из друзей». Это еще одна примета времени: у анекдота больше шансов получить перепост, если он подкреплен смешной картинкой. Срабатывает принцип экономии усилий: чем больше информации ты можешь передать в минимум времени, тем лучше. В последнее время в структуре и содержании анекдота произошли изменения. В советское время он представлял собой диалог с вступлением: «Приходит Мюллер к Штирлицу и говорит...» Сегодня такие анекдоты тоже есть, но развивается и другая форма: пародия на новостную строку или рекламный слоган. Например, «Собери пять крышек с буквой «К» и получи фирменную футболку от Мосводоканала!» Раньше анекдот высмеивал отдельных персонажей, теперь он издевается над «элитой», которая не понимает нужд простых жителей. Помните, как известный политик удивился, что россияне покупают малогабаритные квартиры: «Кажется смешным, но люди приобретают такое жилье». Теперь «кажется смешным» добавляют к любой фразе, изображающей наши повседневные нужды: «Зарплата в 20 тысяч. Кажется смешным, но люди ходят на такую работу». А вот чисто бытовые анекдоты сейчас непопулярны. Их время пришлось на эпоху дефицита. «Кто говорит: «В Одессе плохо с мясом»? В Одессе плохо без мяса. С мясом в Одессе очень хорошо». Сегодня на острие интереса не бытовые, а общественные проблемы. ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Иногда они возвращаются Колонка нашего обозревателя Ольги Кузьминой Ага, точно! Возвращаются. Я не о тех, конечно, кто три года назад занял до зарплаты. Я о телепередачах. Вот, вернулся «Перисхилтон». Пережил, так сказать, второе рождение. По мне — так вполне себе получилось, хотя, конечно, Пушкин был прав, замечая, «что пройдет — то будет мило»: все ушедшее всегда кажется чуть более симпатичным, чем настоящее (далее…). На безрыбье пятая точка — соловей Колонка писателя Валерия Зеленогорского Все знают, что рассмешить человека сложнее, чем заставить плакать. Я каждый день желаю улыбнуться или заржать во весь голос. Для таких, как я, существует индустрия по производству анекдотов, шуток, прибауток , приколов и прочих демотиваторов. Но не смешно (далее…). Салям — это вам не салями Колонка обозревателя Акрама Муртазаева Всякий мигрант это не только источник недовольства коренного населения, разносчик инфекции, но и своеобразный культурный слой многих городов России. Скажете — погорячился с культурой? Но представьте себе, что в один прекрасный день из Москвы исчезнут все оранжевые бушлаты — разве это не отразится на культурно-санитарном состоянии города? А с мусоропроводами что будете делать? Так-то (далее…). Похождения бравого фейка Колонка главного редактора программы «Времечко» с 1995 года Бориса Гуреева Есть такая старая детская шутка: «Алле! Это зоопарк?.. А почему у телефона обезьяна?» А с другой стороны новая реальность: «На свете правды нет. А есть Вован и Лексус…» При социализме мы и знать не знали такого слова — «фейк» (далее…).