Дождались трамвая. Появлению этого транспорта долго препятствовала полиция

6 апреля исполнится 118 лет с того дня, как в Москве появился настоящий, электрический трамвай.Вы спросите: «А бывают ненастоящие?» Ну да — конка. Вагончики, запряженные лошадьми, курсировали по Москве с 1872 года. Горожане смеялись им вслед: «Конка, конка, догони цыпленка!» Скорость передвижения даже в ясную погоду была не больше 8 верст* в час, чуть побыстрее, чем у резвого пешехода. На загородных линиях с 1881 года вводили трамвайчики с паровой тягой. В городе они были неудобны: шумели, коптели, пугали извозчичьих лошадей, пар оседал на фасадах зданий. Мир потихоньку переходил на новые рельсы. И рельсы эти были под током. Обычно Москва одной из первых в России заводила у себя все новинки. Но трамвая она дождалась поздно: до нее новым транспортом успели обзавестись девять городов Российской империи! Почему? Есть легенда, что виной тому самодурство Дмитрия Трепова, обер-полицмейстера Москвы в 1896–1905годах. Узнав, что у самоходной машины скорость до 25 верст в час, он разъярился: такую не обгонит даже его лучшая тройка. Это что же — заплати пятак и раскатывай быстрее начальника полиции? Непор-р-рядок! Впрочем, есть более разумные объяснения: сложность проекта, а также сопротивление владельцев конки. Как бы то ни было, с лета 1898 года две первые линии конки стали переоборудовать под электрический трамвай. И 25 марта (6 апреля по новому стилю) 1899 го-да торжественно открыли движение на линии от Бутырской Заставы (ныне площадь Савеловского вокзала) по Нижней и Верхней Масловке до Петровского парка. С 15 (27) июля 1899 года заработали две линии. Петровская была короткой: 2,2 версты, от Тверской Заставы (ныне площадь Белорусского вокзала) до Петровскогопарка, всего три остановки. Билет стоил так же, как и на конке — 5 копеек. Десять вагончиков без устали бегали туда-сюда с 7:45 до 22:00 с интервалом в 14 минут. Долгоруковская линия шла от Страстного монастыря до Петровского парка. Там расстояние было уже побольше — 5,2 версты, 17 остановок, и два тарифных участка (разделительной станцией служила Бутырская Застава), на каждом плата по пятачку. В первый же год доходы на Петровской и Долгоруковской линиях, по сравнению с временами конки, выросли более чем вдвое. Городские власти поняли, что пора не только переводить остальные линии на электричество, но и прокладывать с нуля первые настоящие трамвайные маршруты. В 1903 году заложили первую очередь рельсовых путей, в 1905 году — вторую, в 1909-м — третью. И к началу 1912 года город от конки отказался совсем. СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ: «ВИТЯЗЬ-М», R1 «БЭТМЕН» И PESO Трамваи нового поколения «Витязь-М» уже курсируют в столице по 17-му маршруту. Трехсекционный состав способен вместить до 260 человек. Внутри предусмотрены места для инвалидов и специальные зоны для детских колясок. Возле пассажирских сидений находятся USB-порты. На маршрутах «Витязи» работают без турникетов. Валидаторы для электронных билетов установлены у каждой двери. ЦИТАТА Анастасия Цветаева, сестра Марины Цветаевой: - Помню вечер — весна или осень, — когда прошла весть о первом электрическом трамвае, появившемся в Москве. Рассказы, дивования, разговоры... И было жаль милую конку, шумную, со скачущими вверх по Трубной мальчишками на конях, этот знакомый мирок, с детства наш, потому что кто-то сказал: «Трамвай вытеснит конку»... В ТЕМУ Первый в мире электрический трамвай появился в 1881 году в Берлине. В Российской империи раньше Москвы этим передовым видом транспорта обзавелись Киев (1892 год), Нижний Новгород (1896), Екатеринослав (ныне Днепр) и Елисаветград (теперь Кропивницкий) (1897), Курск, Витебск, Севастополь, Орел и Лодзь (1898 год).

Дождались трамвая. Появлению этого транспорта долго препятствовала полиция
© Вечерняя Москва