Госкомтранс предлагает перевозчикам переходить на безналичный расчет Власти Башкирии со второго квартала намерены ввести единую безналичную систему оплаты проезда в общественном транспорте. Расплачиваться можно будет единой транспортной картой, банковскими картами или с помощью мобильных приложений. Речь идет как о государственных и муниципальных перевозчиках, так и о частных. Переход к единой системе будет добровольным. В госкомитете республики по транспорту надеются, что электронная оплата повысит прозрачность оборота рынка. Часть перевозчиков готова присоединиться к системе. Во втором квартале текущего года в Башкирии будет введена единая безналичная оплата проезда пассажиров в общественном транспорте по регулируемым и нерегулируемым тарифам, сообщили „Ъ“ в республиканском госкомтрансе. Соответствующее положение уже разработано и проходит юридическую экспертизу в правительстве Башкирии. Пассажирам автобусов и поездов предложат расплачиваться с водителем единой транспортной картой, банковскими картами с записанным на них транспортным приложением или с помощью мобильных приложений. Для льготной категории населения предусмотрен единый социальный проездной билет. В случае согласия перевозчиков, они должны будут за свой счет обеспечить подключение, закупить терминалы оплаты или взять их в аренду. Начальник отдела координации деятельности предприятий автомобильного транспорта госкомтранса Рамзис Искандаров сообщил, что в республике уже были пилотные проекты в Стерлитамаке на базе ГУП «Башавтотранс» и МУП «Стерлитамакское троллейбусное управление». Система будет запущена по отработанной технологии МУП «Управление электротранспорта Уфы», сообщил гендиректор предприятия Аскар Фазлыев. В 2016 году МУЭТ заключило договор с автоматизированной системой оплаты проезда «Удобный маршрут». По словам господина Фазлыева, в настоящее время ведутся переговоры со Сбербанком и Уралсибом по поводу возможности оплаты банковскими картами. К системе присоединится «Башавтотранс», с которым МУЭТ заключит договор простого товарищества для тиражирования своей технологии. Вопрос перехода к безналичной системе обсуждается не первый год. Ранее заместитель председателя госкомтранса Башкирии Азат Калимуллин сообщал, что частные перевозчики не проявляют большого желания переходить на единую систему оплаты проезда. Причиной является их нежелание платить налоги, считает Аскар Фазлыев, поскольку с введением безналичной оплаты количество пассажиров и выручка будут фиксироваться в системе. «Рынок пассажирских перевозок оценивается от 7 до 10 млрд руб. в год. Соответственно, в бюджет Уфы должно идти 15% с оборота — 1,5 млрд руб. Сегодня это как раз та сумма, которой ежегодно не хватает городу», — подчеркнул он. Представитель ООО «Уфалайн» Эдуард Маннанов отметил, что компания готова начать работать в системе безналичной оплаты в экспериментальном варианте. «Мы можем предоставить для этого один из наших маршрутов», — сообщил он. Заместитель председателя «Союза автопредпринимателей Республики Башкортостан» Владимир Варицкий сообщил, что члены союза относятся к введению безналичной оплаты отрицательно. Он отметил, что такие меры не повысят налоговых поступлений, поскольку любую систему можно обмануть, а каждого не проконтролируешь. Индивидуальный предприниматель Фанис Батыров полагает, нововведение повлечет за собой увеличение накладных расходов. «Например, вместо 20 руб. будем получать 19 руб., рубль уйдет банкам за услуги, — пояснил он. — Кроме того, в штат нужно будет брать дополнительных специалистов». Впрочем, после 15 мая по своей личной инициативе перевозчик установит на своих маршрутах 100 платежных терминалов Сбербанка для безналичного расчета пластиковыми картами. «Мы посмотрим, подсчитаем разницу в доходах», — отметил он. При этом Фанис Батыров обещает, что подорожания проезда не будет. Елена Мишина

Сгони монету
© Коммерсантъ в Уфе