в справедливую оценку качества продуктов рассматривал заместитель редактора отдела потребительского рынка Олег Трутнев АНО "Российская система качества" ("Роскачество") проверками товаров нажила себе немало врагов среди поставщиков продуктов питания, качество которых было признано ненадлежащим. В результате организация пошла на компромисс: теперь при проверках ответственность за состояние пищи будет разделена между производителями и ритейлерами. Созданное правительством "Роскачество" с 2015 года успело проверить самые разные продукты -- от рыбы до игристых вин. Редко когда итоги проверок не вызывали протестов производителей, качество продукции которых организация поставила под сомнение. Двое из них -- крымский завод шампанских вин "Золотая балка" и Кубанский консервный комбинат -- даже обратились в суд с исками о защите своей деловой репутации. Критиковали "Роскачество" и чиновники: например, глава Минсельхоза Александр Ткачев публично выразил несогласие с итогами проверок томатов. Некоторые участники продовольственного рынка предпочли, однако, вести диалог с "Роскачеством" не в суде, а напрямую. Так, Союзмолоко и Рыбный союз направили в организацию письма, в которых обратили внимание на то, что при публикации своих исследований "Роскачество" упоминает только производителей продуктов, но ничего не пишет о розничных сетях, где осуществлялась закупка. "Именно представители ритейла и логистики несут ответственность за нарушения микробиологического характера",-- пишет председатель правления Союзмолока Андрей Даниленко. Такая практика, подчеркивает он, ставит сети и производителей в неравные условия. Исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков в своем письме сообщает о случаях, когда ритейлеры выставляют на прилавки рыбу, подменяя наименования. По его словам, члены союза не раз уведомляли сети, что в России нет трески по тем заниженным ценам, по которым у них продается якобы филе трески. В защиту поставщиков выступила и "Деловая Россия". В письме общественной организации в "Роскачество" отмечается, что не все нарушения возникают на этапе производства, "большинство из них являются результатом нарушения условий хранения продукции в процессе транспортировки и складирования в розничной сети". Получается, резюмирует "Деловая Россия", что весь репутационный риск ложится на производителей. В "Роскачестве" к доводам прислушались и в понедельник поменяли "регламент проведения веерных исследований". Теперь в публикуемую по итогам проверок информацию будут включаться данные не только о производителе товара, но и о его продавце. Первая реакция ритейлеров на новую практику может появиться уже совсем скоро: до конца апреля "Роскачество" должно представить итоги проверки российской сгущенки.

Правила игры
© Коммерсант