Саратов назначили пилотом урбанистики

В городе прошел международный форум специалистов по городским пространствам Три дня в Саратове проходил международный урбанистический форум «Среда для жизни: квартира и город». С субботы по понедельник в городе прошла масса мероприятий от экскурсий до тематических круглых столов, на которых обсуждалось, как максимально комфортно для жителей обустроить городское пространство. Несмотря на то, что программа форума оказалась очень насыщенной, мнения относительно его итогов у наблюдателей разошлись. Организатором международного урбанистического форума «Среда для жизни: квартира и город» в Саратове выступил институт архитектуры, дизайна и медиа «Стрелка». За три дня, с 13 по 15 мая, в городе прошло несколько круглых столов, посвященных формированию комфортной городской среды. Почетными гостями форума значились первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов, мэр Москвы Сергей Собянин, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаил Мень, генеральный директор АИЖК Александр Плутник, председатель попечительского совета института «Стрелка» Александр Мамут. Впрочем, гос­пода Собянин, Мень и Шувалов на форуме так и не появились. Напомним, институт «Стрелка» с 2016 года занимается развитием Саратова. Согласно проекту организации, должна быть реконструирована набережная, создан новый детский парк, обустроена центральная часть города. Последней инициативой была замена вывесок торговых точек на проспекте им. Кирова. Специалисты института разработали единый дизайн, под который городские власти обязали привести вывески всех магазинов на центральной улице города. Господин Плутник вчера назвал введение дизайн-кода вывесок «уникальным явлением». Большое внимание привлекли выступления иностранных экспертов, которые рассказали о своем видении городских пространств. Так, специальным гостем форума стал американский архитектор и урбанист Джеф Спек, рассказавший, что нужно сделать, чтобы Саратов стал привлекательным для пешеходов. В частности, он отметил необходимость сокращения количества автомобильных дорог, развития общественного транспорта, обустройства удобных пешеходных зон. При этом господин Спек отметил, что «некоторые части Саратова никогда не станут удобными для пешеходов». Другой эксперт, партнер компании DPZ-EUROPE Дуэйн Филипс утверждает, что развитию Саратова мешает «избыточно сложный» кодекс зонирования, содержащий 75 видов разрешенного пользования. Господин Дуэйн обратил внимание на то, что в областном центре слишком грязно из-за глинистой почвы, а проблемы множественных парковок во дворах многоэтажных домов, по его словам, можно легко решить подземными парковками, над которыми будет располагаться парковая зона. Директор по развитию градостроительных проектов мэрии Бордо Мишель Ларю-Шарлю вообще предложила убрать из центра Саратова автомобильный транспорт. Губернатор Саратовской области Валерий Радаев, подводя итоги трехдневного мероприятия, заявил, что «все проекты в рамках урбанистики, которые стартовали в областном центре и городах региона, будем воплощать, применяя опыт форума». Саратовский краевед Денис Жабкин говорит, что в целом у него положительные впечатления от форума. «Многие горожане получили новый взгляд на город, видно, что люди интересуются Саратовом, хотят больше знать о своем городе», — отметил он. Что касается выступлений спикеров, по его мнению, то, о чем говорили эксперты, не очень популярно среди чиновников. «Для власти это полезно, многие, возможно, только сейчас узнали о новых принципах формирования городской среды, — рассуждает господин Жабкин, — Не нужно пытаться копировать европейские или даже московские тренды, надо просто понять, что у Саратова есть собственное лицо и его нужно привести в порядок». Депутат Саратовской гордумы (КПРФ) Александр Анидалов называет прошедший форум «пиром во время чумы». По его мнению, само по себе мероприятие принесло больше положительного, нежели отрицательного, поскольку горожанам устроили праздник, а на круглых столах поднималось множество интересных тем, но проекты не соответствуют затратам. «Надо адекватно понимать, что предложенные „прожекты“ не будут исполнены. Когда как депутат задаешь вопросы чиновникам по поводу самых простых проблем, в ответ, кроме мрачного молчания, ничего не получаешь. Этот форум мог бы быть интересен в Москве, где одна „реновация“ покрывает целый бюджет Саратова. Здесь же мы не можем запустить трамваи и вот-вот потеряем водоканал. Для депрессивного Саратова это не первостепенное мероприятие», — считает Александр Анидалов. Сергей Петунин

Саратов назначили пилотом урбанистики
© Коммерсантъ в Саратове