Объясняем на пальцах: В малом и среднем бизнесе занято меньше трети россиян. Почему так мало?

За 5 лет число занятых на малых и средних предприятиях (МСП) увеличилось на 1,5 млн человек и составило 20,5 млн. Это чуть более 28% от всех рабочих мест России, говорится в уточненных данных Росстата за 2015–2016 гг. Данные Росстата не учитывают неформальную занятость: в прошлом году в тени находился каждый четвертый работающий россиянин (17,9 млн человек). В то же время в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), например, в Италии, Великобритании, Японии и Швеции, малый и средний бизнес обеспечивает рабочими местами от 60 до 70% населения. Большой разрыв частично обусловлен разницей в критериях среднего бизнеса, принятых в России и странах ЕС, поясняет заведующая Лабораторией исследований корпоративных стратегий и поведения фирм РАНХиГС Вера Баринова. У нас таковой считается компания, в которой трудятся не более 250 человек и чья годовая выручка не превышает 2 млрд рублей. В ЕС выше критерий по выручке для среднего бизнеса — 50 млн евро в год (около 3 млрд рублей). «Таким образом из статистики по МСП выпадают все „средне-крупные“, которые создают множество рабочих мест», — считает эксперт. В разряд малых и средних в России также не попадают многие предприятия, созданные с участием госорганов, общественных, религиозных и благотворительных организаций. Критерии хотят пересмотреть. «Есть ряд отраслей, на предприятиях которых сотрудников много, а выручка небольшая. Это отрасли легкой промышленности, сельского хозяйства, деревообработки», — рассказал сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров. Минэкономразвития уже предложило переквалифицировать предприятия с численностью работников более 250 человек из крупного бизнеса в средний, чтобы открыть им доступ к дешевым кредитам и программам господдержки. Но пока речь идет только о предприятиях легкой промышленности. Доля малого и среднего бизнеса в России меньше, чем в странах ОЭСР, из-за монополий и огосударствленной экономики, убежден вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев. Он напомнил, что вклад государства и госкомпаний в ВВП вырос с 35% в 2005 году до 70% в 2015-м. Вице-президент «Деловой России» Николай Остарков, в свою очередь, отмечает, что государство в лице ГУПов и МУПов «стремится застолбить за собой» участие в тех сферах, где могли бы работать МСП (от систем безопасности и транспортных компаний — до небольших заправочных станций). Негативно сказались на МСП и кризисы 1998, 2008 и 2014 годов, когда количество банкротств среди малых и средних предприятий достигло максимальных значений, считает заместитель директора Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Лола Исхакова. По ее словам, предприниматели просто не успевают приспосабливаться к новым условиям ведения бизнеса и создать пласт занятости, который мог бы постепенно расширяться. Малый и средний бизнес также несет потери из-за банкротства банков и отзыва их лицензий, напомнил Остарков из «Деловой России». Предприниматели давно просят Центробанк распространить страховку по вкладам на депозиты и счета МСП. «Деньги предпринимателям не возвращают, компенсаций, гарантий и защиты нет. Страховать невозможно: в стране не развита система страхования бизнеса от банкротства банков», — пояснил в разговоре с Inc. эксперт. Малые торговые предприятия, в которых занято много россиян, находятся под новым ударом из-за происходящей сейчас консолидации в сфере сетевого ретейла, считает Лола Исхакова из НИУ ВШЭ. По ее данным, за прошлый год количество магазинов X5 Retail Grou увеличилось на 2167 — до 9187. В планах компании — открывать по 2 тысячи магазинов ежегодно, а к 2020 году — занять 15% рынка. По прогнозу ВШЭ, крупные федеральные игроки продолжат поглощать мелкую розницу и к 2020 году займут до 40% рынка (сейчас этот показатель в 1,5 раза меньше). Рассчитывать на рост числа рабочих мест в МСП в ближайшее время не приходится. Более трети (34%) российских предпринимателей начали собственное дело только из-за того, что у них не было других возможностей получения дохода. Они работают на себя и «не ставят цели расширения бизнеса и создания рабочих мест», — поясняет Вера Баринова из РАНХиГС. Также в малом и среднем бизнесе не ожидается взрывной рост количества компаний: доля россиян, планирующих открыть свое дело, составляет чуть более 5%. Исследователи связывают это с низкой оценкой условий для создания бизнеса в стране: только 17,9% считают, что в регионе их проживания благоприятная среда для предпринимательства. Фото на главной странице: istock hoto.com Читайте нас в Facebook, Twitter и ВКонтакте.