Интернет-СМИ Редакторы печатных новостных изданий тешат себя мыслью, что "бумага" -- статусный продукт, и листать газету утром с чашечкой кофе -- любимое занятие гендиректора. На деле, даже если человек верен традиционным деловым изданиям, в день у него найдется от силы двадцать минут, чтобы пробежаться по лидам статей в их электронной версии, и картину дня он составит по сообщениям на "проводах". Некоторые и вовсе предпочитают официальной прессе соцсети и отраслевые сайты. Влада Гасникова Ежедневные новости руководители бизнеса узнают на сайтах "Коммерсанта", "Ведомостей", РБК, "Медузы", "Форбса", "Эксперта", "Ленты" и "Газеты.ру". Свое доверие этим ресурсам они объясняют тем, что видят качественную работу авторов и фотографов, готовность проверять источники информации, на которые ссылаются журналисты, глубину аналитики и полярность взглядов экспертов. Новостные ленты бизнесмены в течение дня пролистывают по несколько раз, заодно отслеживая курс валют. "Электронные версии "Коммерсанта" и "Ведомостей" просматриваю утром по пути на работу. Как все современные деловые люди, у которых проблема со временем, выхватываю заголовки и статейные лиды, редко что-то читаю целиком", -- рассказывает заместитель генерального директора страхового общества "Помощь" Ольга Родионова. Руководитель петербургского филиала QBF Алексей Голубев затрудняется назвать ресурс, который сегодня способен дать достаточно полную и объективную картину дня, поэтому он просматривает статьи по одной теме на Investing.com, Insider. ro, Finanz.ru, сайтах Forbes, Snob, "Ведомостей" и "Коммерсанта". "Как правило, чтению материалов этих порталов я посвящаю время в пути из дома на работу и обратно. Однако от каждого из них мне регулярно приходят оповещения о важных новостях. Если я вижу что-то очень значимое для инвестиционного бизнеса, читаю материал среди рабочего дня", -- говорит Алексей Голубев. Больше времени у руководителей уходит на изучение профильных ресурсов и сайтов государственных органов. Они разнятся в зависимости от сферы деятельности руководителей, но в среднем ежедневно топы тратят на них 20-30 минут, чаще всего в первой половине дня. Генеральный директор рекламного агентства "Профитатор" Сергей Макаров читает зарубежные новости в мобильном приложении The Guardian, потому что там можно сегментировать публикации по странам Европы и отраслям бизнеса. "В приложении и на сайте Medium читаю несколько блогов о бизнесе. Ресурс интересен тем, что авторы постов -- владельцы крупных российских и зарубежных компаний", -- аргументирует господин Макаров. Персональные выжимки Партнер онлайн-сервиса бытовых услуг YouDo.com Николай Шестаков по утрам читает новости в приложении Media Metrics. Ему этот интегратор удобен тем, что учитывает, на какие новостные сюжеты переходили больше всего людей за последний час, сутки, неделю. Это позволяет понять оперативную картину дня с точки зрения социального интереса. Профильные новости для экономии времени основатель электронной торговой площадки для малого и среднего бизнеса Su l.biz Евгений Дьяченко получает через "Яндекс.Новости". Там есть функция подписки на новости по интересующим запросам. "Как только появляется публикация о нашей компании, отрасли, либо о конкурентах, мне на электронную почту приходит письмо с уведомлением", -- говорит господин Дьяченко. Новости и публикации изданий он читает изредка в обеденный перерыв, либо пока едет в такси. В компании dodidone, которая занимается развитием облачных сервисов, используют корпоративный чат. "Сотрудники в течение дня делятся тем, что их заинтересовало: аналитика рынка, новости конкурентов, мировые тенденции. Это позволяет быть в курсе событий, получать информацию из различных источников. Сейчас очень удобно подписаться через социальные сети на страницы СМИ и лидеров мнений. Благодаря этим инструментам на сбор и анализ новостей уходит меньше времени, чем еще несколько лет назад", -- делится директор по развитию dodidone Дмитрий Леванков. "Новостную повестку мониторю через Telegram, в этом помогают каналы-агрегаторы. В течение дня могу пробежаться по заголовкам VC.ru, РБК, "Ведомостей", "Хабрахабра", "Коммерсанта". Если есть интересный, но объемный материал, не трачу на него время, а добавляю его в сервис Get ocket и прочитываю после работы", -- рассказывает о своих отношениях с новостями основатель сервиса продажи авиабилетов Ku ibilet.ru Алексей Комок. Вести с сетей Большинство опрошенных SR руководителей не представляют свою жизнь без Facebook, остальные соцсети меньше задействованы в их работе. "Смотрю, что происходит в отраслевых конференциях, на настроение народа. Редко захожу во "В контакте"", -- комментирует генеральный директор "Слетать.ру" Андрей Вершинин, ежедневно посвящающий Facebook около 20 минут. На всех конкурентов, коллег и значимых персон старается быть подписан и Николай Шестаков. "Последний год все чаще использую Facebook, нежели электронную почту. Тут все намного проще: не надо искать адрес, достаточно помнить имя человека, можно сразу перейти на его страницу и проверить, что нового произошло в его жизни", -- объясняет господин Шестаков. Помимо этого, утверждает Алексей Комок, это хороший источник бизнес-знакомств. К нему часто обращаются с предложениями о партнерстве именно в этой социальной сети. Генеральный директор RCG Ольга Лисунова уважает детище Марка Цукерберга за настройки и инструменты, которые позволяют влиять на то, что появляется в ленте. "Можно сортировать друзей, скрывать посты. Это удобно и существенно повышает качество контента для просмотра и чтения. Сейчас еще начала читать через каналы Telegram, уведомления и звук тут можно настроить так, чтобы не отвлекали", -- добавляет она. В dodidone как части международного холдинга все руководители используют Facebook и LinkedIn, зарегистрированы под настоящими именами и являются участниками профессиональных групп. "Мы также просим наших сотрудников регистрироваться в социальных сетях, принимать участие в профессиональных дискуссиях и не терять связь с рынком. Мы часто ищем новых сотрудников через официальные страницы нашей компании в соцсетях или через посты на страницах сотрудников", -- поясняет Дмитрий Леванков. Когда в России полноценно работал LinkedIn (в ноябре 2016 года ресурс был заблокирован по решению Роскомнадзора из-за отказа локализовать информацию о пользователях. -- SR), решать профессиональные вопросы было проще, согласен глава представительства Plantronics в России и СНГ Дмитрий Чариков. Регистрация под реальным именем -- обязательное условие для топ-менеджмента, настаивает руководитель агентства по личному брендингу BAKE Pro Екатерина Кононова. Она советует использовать одну и ту же фотографию профиля в разных сетях. Чтобы время, проведенное с этими ресурсами, не превратилось в прокрастинацию, госпожа Кононова составляет расписание, по которому проверяет сообщения, публикует новые посты и читает новости. Руководителям важно разграничивать корпоративное и личное в сети, потому что аккаунт топ-менеджера -- это отражение рабочего места, где он продолжает проживать свой ненормированный рабочий день. Генеральный директор компании Intercom Global Services Илья Пантелеев уверен: "Для топ-менеджера социальная сеть -- это приемная перед клиентской переговорной комнатой. Что говоришь в переговорке, можно сказать в сети, а что никогда не скажешь при клиенте, нельзя писать на своей странице. Не стоит, например, обсуждать вещи, которые случайным образом могут "зацепить" культурные установки и вызвать немедленную отрицательную реакцию, выставлять напоказ свою личную жизнь, поднимать традиционно болезненные вопросы из области политики, религии". Ленивый уикенд Редкий руководитель в выходные ограничивает себя в пользовании интернетом, зато в эти дни меняются темп и тематика публикаций. Например, Дмитрий Леванков из dodidone изучает аналитические статьи на тему управления и развития бизнеса, которые в течение недели он добавлял в "Избранное". Сергей Макаров по выходным читает на roducthunt.com о новых технологиях и маркетинговых инструментах, в Telegram-чате узнает лайфхаки для путешественников или листает сайт о технологиях Mashable. Андрей Вершинин по субботам и воскресеньям может посвятить час порталам "Хазин.ру" и "Политикус". Доходят руки до полученных за неделю email-рассылок конкурентов и образовательных курсов. Николай Шестаков отдыхает от новостей и находит время для лонгридов и приложений, которые помогают в поиске интересных мероприятий в городе ("Афиша", Gettable, Parter). Дмитрий Чариков обращается к "Коммерсантъ Weekend" и The Village, чтобы найти стоящие мероприятия для своей семьи. "Я надеюсь, мне удалось избежать интернет-зависимости, поэтому я не ограничиваю свое время в сети по выходным. А вот моя восьмилетняя дочь, по-моему, в интернете проводит больше времени, чем я", -- шутит он. Хотя к вопросу можно подойти и более радикально. "Есть много других интересных активностей, которым можно себя посвятить. Стратегия делать в выходные дела, отличные от будничных, себя очень хорошо оправдывает: человек более качественно отдыхает и на рабочей неделе более продуктивен", -- рекомендует генеральный директор агентства делового туризма "Аэроклуб ИТ" Яков Гольдфарб. В выходные он старается не только не заходить в соцсети, но вовсе не пользоваться интернетом.

Перебирая ленты
© Коммерсантъ в Санкт-Петербурге