Таможенный кодекс ЕАЭС: 1500 поправок, жертвы и компромисс
Читайте также: В Минске подписан Таможенный кодекс ЕАЭС Утвержден приоритет электронного таможенного декларирования над бумажным (в действующем законодательстве электронное декларирование упоминается лишь как альтернатива бумажному). Таможенный кодекс ЕАЭС, напротив, определяет, что таможенное декларирование товаров, как правило, производится в электронной форме, и только в ряде случаев допускается использование традиционной формы (при помещении товаров под процедуру таможенного транзита, при перемещении товаров для личного пользования и другое). Проект ТК содержит прямые нормы, согласно которым подача декларации на товары или транзитной декларации как на бумажном носителе, так и в виде электронного документа, не сопровождается представлением таможенному органу документов, на основании которых она заполнена. Истребовать их сотрудники таможни могут, только если сработала система управления рисками. При этом максимальные сроки выпуска товаров также сокращены — с одного рабочего дня, следующего за днем регистрации декларации на товары, до четырех часов (из этого правила есть несколько исключений). К совершенно новым явлениям относится, в частности, институт уполномоченных экономических операторов (УЭО) — хорошо себя зарекомендовавших организаций, которым предоставляется возможность вести внешнеэкономическую деятельность по упрощенным таможенным процедурам. Такие предприятия получат возможность существенно сократить свои временные и ресурсные затраты, а таможня сможет сконцентрироваться на тех направлениях, где есть реальная опасность нарушений. Любопытно, что ТК допускает беспошлинную торговлю внутри территории Таможенного союза. Другими словами, гражданин РФ сможет затариться алкоголем в магазине беспошлинной торговли в аэропорте, вылетая в Казахстан. Это весьма необычно в мировой практике таможенных союзов. Определенные лоббистские группы проявили верх профессионализма, браво. Согласно Договору о ЕАЭС, у государств-участников есть принципиальная возможность вводить временные изъятия. Возможно, этим правом воспользуется Россия в рамках процесса мониторинга на своих границах (т.е. внутри общего таможенного контура, что в принципе является исключением из общего правила). Это может быть связано не только с санкционной продукцией, но и с разными графиками внедрения обязательств перед ВТО. По России практически все обязательства уже имплементированы. Следствием, кстати, стало падение среднего уровня единого таможенного тарифа с 10,6% до 6,7%. Казахстан вступил позже, в 2015 году, и по нему в настоящее время имеются изъятия по 1914 позициям (из примерно 11 000 позиций Единого таможенного тарифа). Также изъятия есть по Армении (775) и Киргизии (169). Есть необходимость их временно мониторить на внутренних границах. Примерно к 2020−21 годам все придет к общему знаменателю. В целом, проект ТК — документ, отражающий текущую стадию евразийской интеграции. Его принятие является существенным шагом вперед. Помимо решения системной задачи кодификации таможенного законодательства, прогрессивны и полезны нормы по электронному оформлению, единому окну и уполномоченным экономическим операторам. О важности этого документа свидетельствует и политизация процесса его одобрения. Вместе с тем, те «младенцы», которых пришлось выплеснуть с водой ради согласования документа, а также длительность периода работы над ТК, свидетельствуют о текущих трудностях во взаимоотношениях государств ЕАЭС и несовершенстве механизмов согласования позиций.