Вести.net: комбайн-беспилотник и тайны "эппломобиля"

Искусственный интеллект выходит в поле. Как видит мир беспилотный комбайн, почему российские разработчики сконцентрировались на роботизации сельскохозяйственной техники и в какой стадии проект автономного автомобиля от A le? Об этом прямо сейчас в программе Вести.net. Искусственный интеллект добрался до комбайнов. Российская компания Cognitive Technologies сообщает о готовности к полевым испытаниям технологии компьютерного зрения для автоматического вождения зерноуборочного комбайна. Согласно пресс-релизу, тестовые заезды и тренировки нейросети на комбайне уже прошли. На разработку системы автопилота ушло больше трех лет, в течение которых нейронная сеть училась распознавать объекты в поле и “правильно подруливать при уборке урожая”. По словам представителей Cognitive Technologies, нейронная сеть была натренирована выделять пять основных классов объектов в поле. Если посмотреть на изображение с камеры после обработки ИИ, то получается следующая карта сегментации: розовым цветом обозначается нескошенная часть поля, синим — скошенная культура, желтый цвет соответствует части жатки — это часть комбайна, непосредственно скашивающая урожай, — она также попадает в поле зрения видеокамеры), зеленый — валку (это скошенная сельхозкультура) и черный — остальным объектам, среди которых препятствия, другая сельхозтехника, лес, деревья, сорняки. На этапе полевых испытаний по уборке урожая водитель экспериментального образца комбайна еще будет должен присутствовать в кабине и выполнять функцию контролера. Сейчас разработанная система выполняет роль помощника водителя. Она позволяет повысить эффективность сбора от 5 до 12 процентов. Полностью беспилотную зерноуборочную технику Cognitive Technologies обещает выпустить в поля в к 2023 году. Это не первый образец сельскохозяйственной техники, которую Cognitive Technologies снабжает компьютерным зрением и нейронной сетью. Летом прошлого года компания показывала беспилотный трактор, который к тому времени уже пару месяцев обрабатывал российские поля. А начиналось все с проекта по созданию роботов-КамАЗов, о котором стало известно весной 2015 года. "Поэкспериментировали с КамАЗом, поняли, что мы готовы, — рассказывает Ольга Ускова, президент Cognitive Technologies. — Дальше встал острый вопрос, что на дорогах общего пользования мы должны согласовывать правила дорожного движения, а технологически мы уже готовы. И тут мы поняли, что кроме дорог общего пользования есть еще и поля, и начали очень внимательно смотреть туда. Там мы обнаружили целую кучу иностранных коллег из Канады, Америки и Новой Зеландии, которые с разным уровнем точности имеют рынок в несколько миллиардов долларов. И, естественно, были брошены лучшие силы и на подготовку этого проекта". И, похоже, в полях у Cognitive Technologies получается двигаться быстрее, чем в автомобильной сфере. Согласно пресс-релизу, для беспилотного комбайна уже разработаны возможности оперативного добавления новых типов границ на поле — например, грядка — для высадки семян, а также вспаханной и невспаханной частей поля. Для этого достаточно обновления версии ПО, что позволит разработчикам уже в ближайшей перспективе расширить область применения системы на другие сельскохозяйственные культуры, такие, как кукуруза и подсолнечник. Пока искусственный интеллект системы обучен на работу с зерновыми и кормовыми культурами. Компания A le получила официальное разрешение на тестирование беспилотных автомобилей в Калифорнии. Название корпорации появилось на сайте Департамента транспортных средств, пополнив список из 30 компаний (среди них Tesla и Google), уже испытывающих свои робомобили на дорогах штата. Более того, журналисты сразу нескольких техноблогов получили от калифорнийских транспортников регистрационные документы A le, и это проливает некоторый свет на то, на каком этапе сейчас находится программа яблочных беспилотников. Известно, что для испытаний на дороги штата выедут три переоборудованных полноприводных Lexus RX-450. Сертификацию на пилотирование беспилотных машин от A le прошли шестеро его сотрудников. Это опытные водители, но в первую очередь, это — специалисты по робототехнике, в том числе выходцы из компаний Bosh и Tesla. Странная деталь: для того, чтобы они в кризисной ситуации смогли взять управление на себя, тест-пилоты используют не заводские органы управления, а игровые джойстики-рули от Logitech. Набор тестов соответствует функциям электронного ассистента водителя — автоматическая смена дорожной полосы, движение в черте города — со скоростью около 50 километров в час, движение по шоссе с лимитом в 100 километров в час. Так или иначе, все эти функции уже реализованы и Google в его беспилотниках и в автомобилях Тесла. Очевидно, A le и этой информации никому бы не дал, если бы не требование получать разрешение на тесты. Слухи о работе компании в этой области начали циркулировать еще в 2015 году. Включая неподтвержденные сообщения о том, что A le изучает способы подзарядки электрокаров, что открыла в Берлине “секретную лабораторию” для проектирования своей первой модели, что проект называется Titan и что в рамках него уже существуют эскизы с футуристичным дизайном будущих эппломобилей, которые должны будут “оставить компанию Tesla без штанов”. Все это время журналисты и фанаты корпорации внимательно следили, как A le нанимала специалистов из автомобильной отрасли, включая бывшего вице-президента Tesla и бывшего главного инженера Aston Martin. В декабре 2016 года корпорация опубликовала открытое письмо к Национальному управлению безопасности дорожного движения США, в котором призвала разработчиков систем автопилота объединить усилия и делиться накопленным опытом. В частности, A le призывала к тому, чтобы обмениваться данными об авариях и промахах автопилотов в целях совершенствования программного обеспечения, которое управляет автомобилями. Навыки вождения человека улучшаются с постоянной практикой, такой же принцип работает и с нейросетью — чем больше данных она обработает, тем лучше бортовой компьютер на ее базе будет ориентироваться на дорогах. В этом же письме корпорация заявила, что и сама “инвестирует значительные средства в исследования машинного обучения и автоматизации и вдохновляется потенциалом автоматизированных систем во многих областях, включая транспорт”. На самом деле, даже включение A le в список тех, кому официально разрешено испытывать беспилотные автомобили на дорогах, ни на йоту не раскрывает тайну "эппломобиля". Будет ли это машина, полностью созданная в недрах корпорации, или же это будет партнерство с одним из автопроизводителей, для транспортных средств которого A le будет поставлять систему автопилота? Компания Стива Джобса по-прежнему не дает комментариев.

Вести.net: комбайн-беспилотник и тайны "эппломобиля"
© Вести.Ru