Пенсионеров притормозили на переходе

НПФ минимизируют риски двойных оплат агентам

Пенсионеров притормозили на переходе
© Коммерсантъ

Активность граждан в переводе накоплений из одного негосударственного пенсионного фонда (НПФ) в другой снизилась вдвое. Таковы промежуточные итоги кампании по результатам первого квартала текущего года. Впрочем, как указывают участники рынка и эксперты, отрасль отыграет низкий старт во второй половине года -- к этому времени фонды получат информацию о вновь перешедших клиентах и минимизируют риск дублирующихся оплат агентам. Солидный вклад в итоговый результат внесут и "молчуны" -- перспектива перевода их накоплений в баллы подстегивает переток из ПФР. Промежуточные итоги переходной кампании 2017 года "Ъ" раскрыли в Пенсионном фонде России (ПФР) (администрирует систему обязательного пенсионного страхования, ОПС). По данным пресс-службы ПФР, по итогам первого квартала граждане подали 343 тыс. заявлений о переводе пенсионных накоплений. Этот результат почти на треть меньше, чем за аналогичный период прошлого года (486 тыс. заявлений). При этом трафик из ПФР в НПФ незначительно, но вырос -- с 233 тыс. до 237 тыс. заявлений. Число же заявлений на перевод накоплений между негосударственными пенсионными фондами сократилось в 2,5 раза -- с 233 тыс. до 93 тыс. заявлений. Традиционно до половины от общего объема заявлений о переводе пенсионных накоплений приходится на долю НПФ Сбербанка, работающего через сеть головного банка. Хотя в фонде не раскрывают объема поданных в первом квартале заявлений, в сравнении с 2016 годом активность он только наращивает. "По итогам первого квартала 2017 года в НПФ Сбербанка было подано на 70% больше заявлений, чем за аналогичный период 2016 года",-- говорит коммерческий директор НПФ Сбербанка Олег Мошляк. При этом в фонде ожидают сохранения объемов привлечения на уровне 2016 года. По словам исполнительного директора НПФ "Сафмар" Евгения Якушева, в 2017 году фонды "Сафмар" и "Доверие" (оба входят в пенсионную группу "Сафмар") работают над активным привлечением клиентов с использованием разных каналов -- банковских сетей, ритейла, агентских продаж. Впрочем, как указывает руководитель еще одного крупного НПФ, в настоящее время фонд не форсирует привлечение и передачу полученных от граждан заявлений в ПФР. "Только 30% граждан знают предыдущего страховщика, у фонда пока нет возможности проверить достоверность этой информации, и возрастает риск отбраковки заявлений с неверными данными",-- отмечает он. Не нацелен на агрессивное привлечение и НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант" -- он ориентирован на повышение лояльности действующих клиентов и своевременное информирование о рисках потери инвестдохода при досрочном переходе (чаще одного раза в пять лет). "Сниженная активность НПФ в первом квартале может быть связана с отсутствием результатов 2016 года -- фонды просто не готовы платить за повторный договор с клиентами, которые уже перешли в НПФ в 2016 году",-- говорит гендиректор НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант" Денис Рудоманенко. Эксперты считают, что накануне заявленных Минфином и Банком России масштабных преобразований системы негосударственных пенсий (с 2019 года гражданам предстоит формировать индивидуальный пенсионный капитал в НПФ) большую часть трафика в НПФ будут обеспечивать "молчуны", так как их средства по планам властей будут переводиться в солидарную систему. "Акционерам крупнейших фондов невыгодно оплачивать круговорот клиентской базы из своего кармана, и основной приоритет НПФ на ближайшую перспективу -- привлечение "молчунов" из ПФР",-- поясняет управляющий директор по корпоративным рейтингам "Эксперт РА" Павел Митрофанов. "Опасаясь потери "живых" денег и перевода их в баллы, большинство застрахованных лиц будет переходить в фонды из ПФР",-- считает и Евгений Якушев. Как прогнозирует директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Юрий Ногин, в результате к 2020 году общий объем пенсионных накоплений граждан в НПФ может достичь 3,2 трлн руб. (2,1 трлн руб. по итогам 2016 года).