Сможет ли Урал переманить деловых туристов из столиц

По данным Российского союза выставочно-ярмарочной деятельности, за последний год в стране состоялось 5006 конгрессных мероприятий. Тем не менее в рейтинге Международной ассоциации конгрессов и конференций ICCA наша страна находится лишь на 42 месте. Во многом потому, что преобладают малые форматы встреч (семинары, тренинги, мастер-классы, круглые столы), а основной объем рынка сосредоточен в двух городах - Москве (50 процентов) и Санкт-Петербурге (14). Организаторы проявляют интерес также к Сочи, Казани, Калининграду, Самаре, Ярославлю, Владивостоку и Екатеринбургу, но в целом на мировом уровне эти города менее раскручены, чем столицы. Поэтому сейчас регионы изо всех сил стараются подтянуть инфраструктуру и привлечь инвестиции в MICE-индустрию (сфера делового туризма, от англ. Meetings, Incentives, Conferences, Exhibitions. - Прим. ред.). Ради чего это делается, понятно: по подсчетам научно-исследовательcкого центра R&C, рост конгрессных мероприятий на территории всего на процент увеличивает сумму налогов на 1,2 процента, а количество рабочих мест - на 1,7. Решающими факторами при выборе площадки являются транспортная доступность, качественная инфраструктура и цена аренды. В этом плане Екатеринбург выглядит, казалось бы, достойно: современный международный аэропорт с ВИП-залом, развитая отельная база, включающая шесть международных сетей, более 130 конференц-залов, наличие конгресс-бюро и пула профессиональных переводчиков. В Свердловской области ежегодно проходит свыше 500 деловых событий. Крупнейшее из них - международная выставка-форум ИННОПРОМ. Также имеется опыт проведения серьезных "протокольных" мероприятий, например саммита ШОС и БРИКС, межгосударственных консультаций на высшем уровне. Тем не менее мы все чаще слышим, что уральские МICE-встречи нужно укрупнять, повышать их статус и лоббировать на федеральном уровне, иначе можно потерять наработанное. Пример тому - перенос Russia Arms Ex o из Нижнего Тагила в подмосковную Кубинку. - Далеко не всегда укрупнение масштаба дает желаемый эффект. В мире популярно как раз точечное продвижение. В экономике впечатлений важен сильный территориальный бренд, а MICE - это дополнение к нему. Например, конгресс-бюро Берлина вовсю использует известные городские фестивали, - предупреждает Наталия Белякова, эксперт по маркетингу и пиару. Туроператоры адаптируют свои продукты под требования индивидуальных туристов, ведь именно они совершают 70 процентов всех деловых поездок Среди других трендов - новый формат bleisure (бизнес плюс отдых): некоторые работодатели даже готовы оплачивать командированным сотрудникам дополнительные дни отсутствия - бонусом или премией. Туроператоры адаптируют свои продукты под требования индивидуальных туристов, ведь именно они, по данным ВТО, совершают 70 процентов всех деловых поездок. Прежде всего речь идет о льготах для делегатов конгрессных мероприятий, безвизовом или упрощенном режиме въезда в страну, дисконтных картах при посещении культурных объектов, общепита и т.п. Чем мы принципиально отличаемся от Европы, так это схемой финансирования конгресс-бюро. Если за рубежом они на 80-90 процентов зависят от членских взносов, в том числе региональных администраций, и лишь на 10 процентов - от дотаций федеральной власти и внешних спонсоров, то в России это либо бюджетные учреждения, либо частная инициатива бизнеса. Соответственно и разные кошельки, разные каналы взаимодействия с властью и участниками рынка. К примеру, в Сочи конгресс-бюро действует как некоммерческое партнерство с фондом шесть миллионов рублей в год. В Петербурге - уже 140 миллионов из бюджета комитета по туризму, но эти деньги приходится делить с городским информационно-туристическим бюро. Для сравнения: MICE-бюджет Вены - 56 миллионов евро в год. Кроме того, в России нет единой базы статистики и аналитики по конгрессной отрасли, отсутствует система профстандартов. - Там, где инфраструктура приведена в порядок к крупным событиям, построены конгресс-холлы, поневоле возникает потребность их заполнять. Но подходы к бюджетированию сильно отличаются, нет понимания, как взаимодействовать, чтобы не дублировать друг друга по датам, тематике, - критикует Вадим Прасов, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России. - В Каннах фестивали проводят в марте и ноябре, когда нет туристов, а Петербургский экономический форум - в июне, в высокий сезон. Поэтому сутки в трехзвездочной гостинице стоят до 30 тысяч рублей. В апреле туристические форумы проходят параллельно в Екатеринбурге, Сочи и Казани. Синхронизации нет даже на уровне отдельных регионов: три министерства могут параллельно организовать мероприятия, и в отелях не окажется свободных мест. Упорядочить внутренний рынок должно национальное конгресс-бюро, которое сейчас формируется. Также оно будет популяризировать Россию как бизнес-направление. А потом время покажет. Потому что финальный выбор заказчик все равно делает, общаясь с бюро конкретного региона, где аккумулируются объективные сведения обо всех организаторах и площадках, возможности работать по схеме взаимозачета и т.п. мнение Оксана Трофимова-Ниденталь, исполнительный директор НП "Конгресс-бюро Екатеринбурга": - Чем больше современных гаджетов, тем чаще говорят, что события перетекают в онлайн, а конгрессы и выставки вымирают как вид. Такие "летальные" прогнозы я слышу уже лет десять. При этом вижу, что деловые мероприятия становятся все более качественными. Ради этого люди готовы лететь на Урал из Беларуси, Казахстана и других государств.

Сможет ли Урал переманить деловых туристов из столиц
© Российская Газета