Бедность и порог

Пока правительство готовит комплексный план развития экономики страны до 2025года, в социальной сфере возникают различные, в том числе и неожиданные, варианты борьбы с падением уровня жизни населения. Рост числа живущих за порогом бедности как национальная проблема стал одной из ключевых тем обсуждения на форуме в Красноярске. РАСТОЧИТЕЛЬНЫЙ РОСТ В экономике появились признаки начала экономического роста. Банк России официально оценил годовой темп роста в I квартале 2017года в 0,4–0,7% и прог­нозирует рост на уровне 1–1,5% по итогам 2017года. Такие же темпы прироста запланированы и в 2018–2019годах. Эти скромные цифры— не повод для особого оптимизма, по крайней мере для социальной сферы. Правительство продолжает балансировать между необходимостью уменьшения налоговой нагрузки на бизнес для стимулирования экономики и вывода бизнеса из тени, с одной стороны, и опасностью снижения страховых взносов, за счет которых финансируется «социалка», с другой. Оптимальное решение по формату налогового маневра (повышение НДС и снижение страховых взносов) никак не находится, любые цифровые комбинации (22–22или 21–21, или 26–20) вызывают множество вопросов. На днях стало известно, что налоговый маневр, который должен был стать частью целевого варианта прогноза экономического развития на 2018–2020годы, отложен как минимум на год. Решение об отсрочке было принято в среду, 12апреля, на совещании у председателя правительства Дмитрия Медведева. Подразумевается, что к вопросу кабинет министров вернется, когда будет комплексно обсуждать все целевые экономические показатели. Есть вполне обоснованные опасения, что подобные изменения налоговой системы могут разогнать инфляцию, которая только начала приближаться к желаемым 4% в год, что, в свою очередь, будет способствовать снижению реальных доходов населения. Параллельно со стратегическими решениями по реформированию налоговой системы правительство разрабатывает комплекс мер в социальной сфере для борьбы с бедностью. В январе глава правительства провел совещание, посвященное итогам реализации предыдущего плана в 2016году и проекту нового плана на 2017–2025годы. Премьер положительно оценил итоги 2016года, когда был отмечен минимальный за всю новейшую историю страны рост потребительских цен— всего 5,4%. Он предложил перенести прошлогодний опыт в проект комплексного плана действий правительства РФ на 2017–2025годы, который должен быть готов к маю 2017года. Минэкономразвития уже трудится над документом. 17марта министр экономического развития РФ Максим Орешкин провел совещание, на котором было решено создать 10рабочих групп, в рамках которых будут дорабатываться предложения. Впрочем, работа над планом только началась, подчеркнул министр. Какие же меры социальной поддержки населения, 14% которого официально находятся за чертой бедности, могут быть включены в план на ближайшие 8–9лет? СОЦИАЛЬНОЕ РАССЛОЕНИЕ 14% населения— это 20млн россиян. И это только официальные данные Росстата, которые подвергла сомнению даже вице-премьер Ольга Голодец: еще в середине декабря 2016года она говорила, что бедных в России гораздо больше, чем насчитало статис­тическое ведомство. По подсчетам экспертов ВШЭ, в 2016году трудности с покупкой продуктов или одежды испытывал 41% россиян, а у 11% жителей страны денег в полной мере не хватает даже на продукты. Аналитики уже говорят о «привыкании граждан к снижению потребительских стандартов», так как многие из близких к порогу обнищания или находящихся за этой чертой не воспринимают свое положение как бедность. На социальном форуме, прошедшем в Москве в рамках Недели российского бизнеса, Ольга Голодец обратила внимание участников на то, что тип бедности, преобладающий в России, является уникальным социальным явлением— бедностью работающего населения, зарплата которого меньше прожиточного минимума. Минимальный размер оплаты труда в стране— 7,5тыс. руб­лей, а прожиточный минимум для трудоспособного населения по итогам III квартала 2016года— 10,678тыс. руб­лей. Зарплату меньше МРОТ получают почти 5млн россиян. «У нас нет такой квалификации, которая достойна такой зарплаты,— 7,5тыс. руб­лей. Даже если человек окончил только образовательную школу, то его труд должен оцениваться на другом уровне»,— не устает повторять Голодец. Вице-премьер призвала обратить внимание на предприятия, которые платят низкие зарплаты. А министр труда и соцзащиты РФ Максим Топилин еще в феврале говорил о необходимости в течение 3–5лет довести МРОТ до уровня прожиточного минимума. Еще одно оригинальное решение, предложенное ведомством Топилина,— возрождение системы страхования от безработицы, существовавшей в 1990-е годы, а затем отмененной. Максим Топилин предлагает переложить заботу о безработных с федерального бюджета на работодателей— заставить их отчислять 1% от фонда оплаты труда (ФОТ). То есть, по сути, увеличить те самые страховые взносы, которые Минфин и Мин­экономразвития подумывают снизить с 30до 21–22%. СТРАХОВКА ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ В начале марта Министерство труда и соцзащиты РФ объявило о том, что страхование от безработицы позволило бы увеличить финансирование выплат пособий в пять раз— с 34млрд в 2017году до 200млрд руб­лей. При условии, что выплаты пойдут только 800тыс. официально зарегистрированных и получающих пособие, получается по 250тыс. руб­лей в год на человека. Сейчас минимальная выплата пособия по безработице составляет 850руб­лей в месяц, максимальная— 4,9тыс. руб­лей. Ни о каком соответствии прожиточному минимуму речи не идет. Но распределение этих денег должно стать более строгим и дифференцированным— не все оставшиеся без работы смогут на него претендовать, пояснил Минтруд. Министерство намерено пересматривать правила распределения пособий уже в этом году вне зависимости от того, будет или нет возобновлено страхование от безработицы. Ведомство Максима Топилина разработало законопроект, который, в частности, предусматривает изменение понятия «безработный», пересмотр категорий получающих пособие, а также сроков выплаты пособия по безработице. В частности, подразумевается снижение числа неоднократных регистраций граждан в качестве безработных с целью получения пособия, а не с целью трудоустройства, сообщили в Минтруде. Повышение размера пособий планируется тем, кто потерял работу, например, по сокращению, и тем, у кого в течение 12месяцев до обращения в службу занятости был заработок хотя бы в течение шести месяцев. По оценкам Минтруда, максимальный размер пособия после распределения может составить 8тыс. руб­лей в месяц. Сейчас пособие по безработице наз­начается всем, кто признан безработным, вне зависимости от того, работали они раньше или нет, в том числе и уволенным за нарушение трудовой дисцип­лины. Главное условие— зарегистрироваться на бирже труда, искать работу и быть готовым к ней приступить. Согласно идее министра труда, возврат к страховой системе должен произойти в 2020–2022годах, но как заставить работодателей отчислять еще и этот процент вдобавок к уже имеющимся страховым взносам и планируемым взносам на ИПК— пока не очень понятно. Некоторые эксперты в ходе обсуждения этой идеи говорили о том, что этот новый «налог на безработицу» нужно выделить отдельной статьей в налоговых отчислениях, но не увеличивать общий процент отчислений. Налоговую массу предлагается поднять за счет увеличения НДС. МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ— НА КОЛЕСА Не исключено, что реформированию подвергнется и материнский капитал. Причем идей о том, как трансформировать эту форму помощи, множество. Так, депутат Сергей Вострецов, член комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов, и глава Национального родительского комитета Ирина Волынец предлагают ввести вместо материнского капитала ежемесячные выплаты: за одного ребенка— 3тыс. руб­лей, за двоих— 8тыс., за троих— 15тыс. За пять детей предлагается бесплатно выдавать земельные участки с подключенными коммуникациями, за семь и более— автомобиль «Газель». Депутат Волынец уверена, что это станет лучшей помощью, чем материнский капитал. Еще в 2016году депутат от ЛДПР Роман Худяков предлагал сделать выплату ежегодной в размере 50тыс. руб­лей— пока семья не выберет всю сумму материнского капитала. Законопроект вернули инициатору «для выполнения требований Конституции РФ и регламента Государственной думы». В начале апреля 2017года в некоторых электронных СМИ появилась информация о якобы обсуждаемом в правительстве предложении доплачивать с 2018года к материнскому капиталу 250тыс. руб­лей (сейчас сумма маткапитала составляет 453тыс. руб­лей), причем эту часть денег можно будет тратить на любые цели. Якобы такую идею вице-премьер Ольга Голодец поручила проработать Минтруду совместно с Минфином и Минэкономразвития. Эта информация пока официально не подтверждается, но зато 17марта в Госдуму внесен законопроект о разрешении отдельным категориям семей тратить материнский капитал на покупку автомобиля. С момента запуска программы материнского капитала в 2007году в общей сложности более 7,3млн семей получили государственный сертификат на материнский капитал, распорядились им лишь 54%, говорится в пояснительной записке к документу. «Учитывая тот факт, что на программу материнского капитала с момента запуска было потрачено более 1трлн руб­лей, несколько сотен миллиардов руб­лей средств государственной поддержки оказалось невостребованными»,— отмечают авторы документа. В этой связи предлагается разрешить тратить маткапитал на покупку легкового автомобиля. Правда, этот вариант господдержки смогут выбрать несколько категорий семей— многодетные семьи и семьи, воспитывающие приемных детей или детей-инвалидов. Пока конкретной даты рассмотрения нет— законопроект направлен в совет Думы.

Бедность и порог
© Известия