Максим Протасов: Каждый третий товар в России не соответствует нормам

Какие еще потребительские мифы последних лет не соответствуют действительности, в чем отечественные товары превосходят импортные, а так же о том, как будет меняться законодательство России по следам исследований, проведенных Роскачеством, рассказал "Российской газете" глава организации Максим Протасов. Максим Александрович, вы проверили тысячи товаров, нашли нарушения, порой серьезные. Что дальше? Чем закончилась история с детскими ботинками? Максим Протасов: Выяснилось, что ни одна пара обуви для детей ясельного возраста в стране (ни импортная, ни российская) не соответствует требованиям безопасности по ее весу. Она вся тяжелее. Как это объяснить? Мы провели серьезную работу вместе с минпромторгом и Евразийской экономической комиссией. И выяснилось, что требования к весу формировались в 1960-х годах, и они не учитывают современных материалов, особенностей строения обуви. Единственная обувь для малышей, которая может уложиться в требование 50 граммов - это балетки. Производители были вынуждены "рисовать" сертификаты, чтобы продавать детскую обувь в России. Это тот случай, когда невыполнимое требование законодательства создало некую "серую" зону на рынке. Конечно, предстоит исправить ситуацию, внести коррективы в техрегламент, определяющий параметры безопасной детской обуви. С продуктами та же ситуация? Максим Протасов: Да. Другой пример - майонез. На протяжении последних четырех лет в декларации на майонез обязательно должен быть указан показатель перекисного числа, который иллюстрирует степень окисления. И во всех протоколах, обращающегося у нас в стране майонеза, этот показатель указан. Но при этом в России нет методики его определения. А значит, в разрешительных документах этот показатель брался с потолка. Мы инициировали ускорение аттестации современной методики, которая теперь будет действительно применяться. Рецепты, покрытые тайной Слышала, что и с шоколадом у нас не все гладко... Максим Протасов: С шоколадом история более сложная. Она не столько про шоколад, сколько про техническое регулирование. У нас есть технические регламенты, которые устанавливают требования безопасности. Есть государственные добровольные стандарты - ГОСТы. И есть стандарты организаций - технические условия (ТУ). Раньше ТУ регистрировали, теперь эта информация отнесена к коммерческой тайне, и никто не знает, что написано в них у производителя. К чему это приводит? Стоят на полке в магазине две плитки с идентичными маркировками - "молочный шоколад". Но одна произведена по ГОСТу и на сто процентов сделана из какао-продуктов и молока, а вторая - на 99 процентов - из заменителей какао-масла и какао-бобов. И так как хотя бы один процент натуральных компонентов в ней все-таки имеется, производитель пишет "шоколад". И закон ему это позволяет, если он честно укажет на этикетке, что шоколад изготовлен не по ГОСТу, а по его собственным ТУ. Аналогичный пример - йодированная соль. Содержание йода в той, что произведена по ГОСТу, и той, что по ТУ, может отличаться в тысячу раз. И потребитель может узнать об этом, только прочитав результаты исследования Роскачества. Как это все изменить? Максим Протасов: Изначально, когда производителям давалось право делать продукцию не по ГОСТу, а по ТУ, подразумевалось, что техусловия нужны, чтобы изготавливать продукцию, превышающую по качественным характеристикам ГОСТ. То есть делать ее лучше, разрабатывать новые рецептуры, использовать инновационные технологии. В ряде случаев это действительно так - ТУ позволяет создавать уникальный, не похожий на другие продукт. Для большинства же производителей ТУ превратились в легализованную форму снижения себестоимости за счет удешевления компонентов и сокращения их числа. Мы сейчас создаем рабочую группу и будем пытаться формировать новые подходы. Какие варианты могут быть? Их немало. Один из мягких - обязательное раскрытие информации о данных техусловий, допустим, на сайте производителя. Более жесткий - это заставить ТУ работать только в плюс, то есть улучшать товар, а не ухудшать. В поисках пальмы А пресловутое пальмовое масло добавляют во все продукты - от молока до колбасы? Максим Протасов: С пальмовым маслом связано огромное количество мифов и споров. Но следует так же учесть, что в России невозможно определить точное количество и вид тропических жиров, например, в ряде категорий молочной продукции. Аттестованные методы испытаний позволяют установить факт наличия растительных жиров, но не идентифицировать их вид. Кроме того, завершенные на сегодня исследования Роскачества не подтверждают повсеместную фальсификацию молочных продуктов - растительные жиры мы нашли в менее чем 10 процентов сливочного масла, в сгущенном цельном молоке их нет вовсе. А чего еще боятся россияне и насколько оправданы их опасения? Максим Протасов: Одно из распространенных убеждений, что рыбная и мясная продукция накачивается полифосфатами для удержания влаги и увеличения веса товара. Но это неоправданный миф, ни в мясе птицы, ни в рыбе сегодня их нет. Еще одна выдуманная страшилка - хлорсодержащие вещества, которыми якобы покрывается сырая курица. Большие опасения у потребителей вызывают нитраты в овощах, данный миф мы также опровергли. В мед попал антибиотик А как насчет антибиотиков? Максим Протасов: Проблемой остаточных антибиотиков сейчас занимается весь мир. Исследование мяса птицы показало, что некоторые производители, которые должны были прекратить вводить антибиотики курице за неделю до убоя, этого не сделали, и остаточные следы препаратов нашли в продукции. Но в деле антибиотиков существует и другой аспект. Есть ряд антибиотиков, которые не нормируются для готовой продукции в России, но регламентируются в других странах мира. В мясе птицы нами были обнаружены такие антибиотики, о которых молчит наше законодательство, но их концентрация находилась гораздо на более низком уровне, чем разрешено например в европейских странах. В этом смысле российское производство экологичнее, чем во многих странах мира. Хотя, конечно, потребители заинтересованы в том, чтобы совсем не употреблять антибиотики вместе с продуктами питания. Кстати, ненормированные антибиотики обнаружены и в меде... Максим Протасов: Да. мниссельхоз активно поддержало инициативу Роскачества по изменению регламентов для меда. Одна из задач минсельхоза - продвижение лучших наших продуктов за рубеж, а наш мед конкурентоспособен на рынках и Азии, и Европы. В перспективе у нас довольно уникальные позиции в этом бизнесе на мировых рынках. Но для этого нам надо корректировать законодательство, менять нормативы, прописывать в них возможность применения ранее не нормированных антибиотиков и их предельно допустимые дозы. Работа уже ведется. Наша марка А что вы можете сказать о качестве российских товаров? Они лучше импортных или хуже? В чем мы выигрываем, а в чем проигрываем? Максим Протасов: Безусловным лидером по количеству высококачественной продукции стал масложировой сектор и продукты переработки зерна. Здесь доля качественных и высококачественных товаров свыше 80 процентов. Исследования тех же макарон показали: российские макароны из твердых сортов пшеницы могут конкурировать с лучшими итальянскими марками. Аналогичная ситуация с мукой, крупами, рисом, подсолнечным маслом - недаром мы стали достаточно сильным его экспортером. В легкой промышленности наши производители начали использовать высокотехнологичные материалы и шить качественную продукцию. У нас начали делать хорошие синтетические утеплители, это мы увидели при проверке курток с искусственными наполнителями. Наши бренды стали превосходить и по качеству сырья, и по качеству пошива международные аналоги. Тем не менее, конечно, есть куда стремиться. Например, культура производства ряда рыбных продуктов за рубежом на очень высоком уровне. Когда мы исследовали слабосоленую семгу, увидели, что некоторые иностранные производители добавляют в продукт в качестве консерванта натуральный розмарин, который помогает сохранить продукцию и делает ее полностью экологичной. Найти слабое звено Холодильник, этикетка, закон Недавно Роскачеству исполняется два года. Сколько товаров вы исследовали за это время? Максим Протасов: 50 категорий товаров, более двух тысяч наименований. Мы представили около двадцати инициатив по развитию потребительского рынка. Выявленные проблемы делятся на два больших блока. Первый - связан с несовершенством законодательства, со стандартами или с нормативами по изготовлению товаров. Второй - это проблема с самими товарами, их безопасностью и качеством. О недочетах первого блока мы уже говорили. Что касается самих товаров, то, конечно, больше всего наших граждан волнует вопрос фальсификата. Когда на маркировке, например, написано, что товар на сто процентов состоит из хлопка, а на деле - из синтетики. Большинство таких случаев, - это не ошибка производителя, а умышленный обман. Что мы можем сделать? Мы - инструмент мягкой силы - не штрафуем и не снимаем товары с полок. Мы делаем это через потребителей. Два года назад мы считали, что должно пройти лет десять, чтобы российские покупатели начали "голосовать рублем за товар". Но это произошло уже через год после запуска исследований. А что с маркировкой? Максим Протасов: Это самый весомый блок нарушений - около 70 процентов. Например, нет детальной информации о производителе или она представлена не на русском языке. Более серьезная проблема маркировки - когда производитель привлекает внимание потребителя маркировкой "ГОСТ", но по факту до требований этого стандарта не дотягивает. Сейчас в этом направлении работает Росстандарт. А что с "холодной цепочкой"? Максим Протасов: Это еще один выявленный блок проблем, так называемая, "холодная цепочка". Касается это товаров, требующих особого режима хранения. У нас они могут портиться по дороге в магазин, после чего продолжают продаваться. По инициативе отраслевых объединений производителей, Деловой России, Рыбного союза, Союзмолоко, Роскачество не так давно приняло решение об открытой публикации точек закупок, в которых были приобретены продукты, требующие особых условий хранения. Когда мы находим нарушение, мы сообщаем об этом производителю, а также торговому оператору, в чьей розничной точке был приобретен товар для исследования. А дальше участники движения товара должны сами где-то что-то "докрутить". Какие товары будете проверять в этом году? Максим Протасов: С этого года у нас есть план - 52 категории в год, по одной в неделю. Если в 2015-2016 годах профильные министерства рекомендовали нам, какие товары тестировать, то в 2017 году мы в первую очередь слушаем самих потребителей, которые присылают нам свои предложения через интернет-портал и социальные сети. Мы хотим, чтобы каждое исследование действительно было нужно гражданам страны. Каждое должно быть полезно людям. В этом году мы проведем всероссийское исследование хлеба, питьевой воды, ряда молочных и колбасных категорий, детского питания. Многие ли товары получили Знак качества? Максим Протасов: Сегодня их уже 80. На фоне двух тысяч - это немного, но их и не должно быть много. Это госнаграда. Она присуждается товару, качество которого значительно превышает ГОСТ. В нашем ведении теперь еще одна награда - это Премия правительства. Функции секретариата этой высшей в России награды в области качества возложена на нас. Премия ежегодно вручается самым достойным организациям председателем правительства. А Роскачество организует сложный и технологичный процесс по оценке, аудиту и внедрению систем менеджмента качества на предприятиях нашей страны. По сути теперь мы занимаемся не только качеством товаров, но и качеством бизнес процессов производства этих товаров и услуг. Есть известный японский термин "кайдзен" - непрерывное совершенствование. Наша работа позволяет обеспечить непрерывный процесс улучшения качества .

Максим Протасов: Каждый третий товар в России не соответствует нормам
© Российская Газета